В диссертации анализируются особенности формирования эффективных моделей коммуникационного маркетинга в финансовой сфере на примере рынка банковских услуг России. Комплексно исследуется коммуникационная составляющая как фактор развития банковской сферы. Выявляются особенности коммуникаций на b2b и b2c – рынках, типологизируются инструменты банковских коммуникаций. Изучаются региональные особенности восприятия коммуникаций и исследуется специфика коммуникационного диалога в контексте вида и жизненного цикла банковской услуги. Выявляется динамика бизнес-коммуникаций в кризисный период в контексте использования PR-моделей и жанров журналистики. Особое внимание уделяется принципам построения эффективных коммуникационых моделей, направленных на формирование имиджа российсих банков. Анализируются различия коммуникаций, связанных с популяризацией вкладов и кредитов. Предлагается эффективная модель построения рекламных и PR-текстов в банковском бизнесе. Выводы диссертации могут быть использованы в учебных дисциплинах на факультетах Журналистики Университетов, а также в работе сотрудников корпоративных СМИ, банковских и финансовых изданий, а также коммуникационных подразделений российских банков.