Актуальность темы исследования. Эффективное регулирование деятельности гражданской авиации является важным вопросом для любого государства, что и в дальнейшем будет подтверждаться высокими темпами развития этой отрасли совместно с развитием всей мировой экономики. Большое число международных межправительственных и неправительственных организаций в своей совокупности имеют одну глобальную цель, связанную с равномерным, упорядоченным и безопасным развитием всей сферы международной гражданской авиации, что требует эффективного международно-правового регулирования. Наряду с «традиционными» формами межгосударственного сотрудничества в области развития международного воздушного права (в основном под эгидой международных межправительственных организаций) важен вклад международных неправительственных организаций. Актуальность их рекомендаций ранее отдельно не освещалась в каких-либо научных трудах, однако важно проанализировать предложения таких авиационных организаций по совершенствованию международного воздушного права, по ряду основных и обоснованных причин. В виду того, что членами международных неправительственных авиационных организаций являются авиакомпании, аэропорты и другие предприятия, связанные с авиацией и использованием воздушного пространства, можно говорить об отсутствии абстрактности в вопросах определения реальных проблем в отрасли международного воздушного права, а также путей их решения. Другим немаловажным фактором является объективность рекомендаций и предложений международных неправительственных авиационных организаций по причине отсутствия у них политического субъективизма в решении вопросов международного воздушного права и гражданской авиации в целом. Также отсутствие должного внимания к рекомендациям неправительственных авиационных организации зачастую приводит к нежелательным результатам, которые выявляются в процессе аэронавигационной, авиатранспортной и иной деятельности. Более того, в современных реалиях могут возникать проблемы в виде упущенной возможности создания международных документов на базе имеющихся у неправительственных организаций наработок. В условиях возникшего кризиса авиационной отрасли, по причине пандемии коронавирусной инфекции, обострилась проблема обеспечения безопасности здоровья для лиц, задействованных в сфере международных воздушных перевозок. Более того, как показывает опыт, проблема может выходить за рамки авиационной отрасли, в случае распространения инфекции по всему миру. В данном случае сфера гражданской авиации является уязвимой по причине того, что международные аэропорты являются своего рода «международными транспортными артериями». Сложности теоретического и практического характера возникают в чрезвычайных ситуациях, когда появляется острая необходимость в быстрых мерах реагирования. На сегодняшний день в анализируемой отрасли выявлены существенные недостатки в вопросах проработки отлаженного механизма быстрого принятия антикризисных мер в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на основе передового опыта многочисленных субъектов международного права. Более того, обращая внимание на бурно развивающуюся деятельность в отрасли гражданской авиации в отношении информационных технологий, необходимо учитывать нарастающие угрозы возникновения кибератак и недостатки в деятельности международных авиационных организаций в обеспечении координации для предотвращения данной проблемы. Тенденция авиационной отрасли в сторону технологического развития, несомненно, определяет соответствующий вектор международного воздушного права, нацеленный на создание и совершенствование правовых норм, стандартов и рекомендаций с целью обеспечить информационную безопасность гражданской авиации. Однако на сегодняшний день можно говорить об отсутствии необходимых результатов в решении вышеуказанного вопроса. На протяжении длительного периода особо актуальной остается проблема применимости на практике обычных норм как источников международного воздушного права. Причиной этому служит то, что обычные нормы в большинстве своем не кодифицируются и, как правило, не имплементируются в национальные законодательства государств и поэтому не применяются. Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью исследования является комплексный международно-правовой анализ деятельности основных международных межправительственных и неправительственных организаций в области авиации, их рекомендаций по улучшению международного воздушного права для определения перспектив его развития. Достижение поставленной цели научного исследования предполагает решения следующих задач: – изучение исторического процесса формирования институциональных основ регулирования деятельности воздушного транспорта со стороны международных организаций; – комплексный международно-правовой анализ вклада международных межправительственных и неправительственных организаций в развитие международного воздушного права; – определение сфер регулирования международного воздушного права, нуждающихся в совершенствовании их институциональной и международно-правовой основ; – выработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности воздушного транспорта посредством повышения эффективности деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций и развития международно-правовой основы регулирования деятельности гражданской авиации; – разработка предложений по совершенствованию взаимодействия между межправительственными организациями (Организация Объединенных Наций, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях и др.); – разработка предложений по совершенствованию взаимодействия между неправительственными организациями (Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов, Международный совет деловой авиации и др.). Объектом диссертационного исследования выступают международные отношения, возникающие в сфере регулирования деятельности воздушного транспорта со стороны международных межправительственных и неправительственных организаций и основные подходы науки международного права по развитию институционального и нормативного регулирования деятельности международной гражданской авиации. Предметом диссертационного исследования являются международно-правовые принципы и нормы, стандарты и рекомендуемая практика, направленные на комплексное регулирование деятельности воздушного транспорта, решения Международного Суда ООН, правовые нормы внутригосударственного законодательства развитых стран, а также научные доктринальные подходы, выработанные отечественной и зарубежной наукой международного права по совершенствованию деятельности международной гражданской авиации. Степень научной разработанности темы исследования. С помощью проведенного анализа трудов как отечественных, так и зарубежных ученых можно заключить, что тема роли международных авиационных организаций в совершенствовании международного воздушного права частично подвергалась юридическому анализу и изучению. Можно выделить научные исследования, где предметом комплексного правоведческого исследования являлись международные межправительственные авиационные организации. Что касается международных неправительственных авиационных организаций, то данный аспект рассматриваемой проблемы ранее не был столь широко проанализирован. Можно выделить ряд советских/российских ученых, которые глубоко рассматривали вопросы международного воздушного права. Среди научных работ по основным аспектам темы настоящего исследования следует выделить работу В.Д. Бордунова, посвященную правовым механизмам деятельности международных авиационных организаций . Также в рамках изучения актуальных проблем международного воздушного права использовалась научная статья А.Х. Абашидзе и А.И. Травникова . В данной статье рассматривались наиболее острые проблемы международного воздушного права. В процессе написания диссертационного исследования автор прибегал к использованию научных трудов по международному воздушному праву, авторами которых являются такие ученые, как А.А. Баталов , А.Н. Верещагин , В.С. Грязнов , В.Н. Дежкин , Ю.М. Колосов , Ю.Н. Малеев А.П. Мовчан , А.И. Травников , Г.И. Тункин и др. При написании работы автор также обращался к трудам зарубежных авторов. Отдельное внимание уделялось трудам М. Мильде , в которых содержится подробный анализ деятельности Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Помимо прочего, диссертантом были использованы труды С. Демпси , Д. Хуанга , Г. Шермерса и Н. Блоккера . Методологическая основа диссертационного исследования. Для достижения результатов с научной объективностью диссертационного исследования был применен комплекс специальных и общенаучных методов исследования, которые применяются в современной науке. Среди них были использованы следующие: логический подход и диалектический метод, сравнительный метод, историко-правовой метод, аналитический метод, сравнительно-правовой метод системно-структурный анализ и др. В рамках изучения процесса становления и развития международного воздушного права, его закономерностей, интеграционных процессов международных организаций применялись диалектический и историко-правовой метод. Сравнительный и аналитический метод в основном применялись при анализе классификации международных межправительственных и неправительственных организаций. Так как вопросы деятельности международных организаций непосредственно связаны с системами, которые постоянно претерпевают изменения в сторону развития, следовательно, в исследовании широко применялся системный подход. В работе проводится углубленный анализ международных межправительственных и неправительственных организаций, что обуславливает использование функционального и структурного анализа в качестве изучения внутреннего строения систем и их внешнего взаимодействия. Учитывая разнообразные особенности и различия международных межправительственных и неправительственных организаций с правовой точки зрения, в рамках использования специальных юридических методов применяется сравнительно-правовой метод. Теоретическая основа диссертационного исследования. В силу того, что данная тема диссертационного исследования включает в себя вопросы, касающиеся изучения нормотворческого процесса в описываемой сфере, в рамках, главным образом, специализированного учреждения Организации Объединенных Наций – Международную организацию гражданской авиации, а также нормативных и организационных вопросов международной авиационной деятельности, закреплённых в основных источниках международного воздушного права, теоретическую основу исследования составляют работы ведущих советских/российских ученых, среди которых А.Х. Абашидзе, И.П. Блищенко, В.Д. Бордунов, А.А. Баталов, А.Н. Верещагин, А.Н. Вылегжанин, В.С. Грязнов, А.Я. Капустин, Ю.М. Колосов, М.Н. Копылов, Э. Константинов, И.И. Лукашук, М.И. Лазарев, Ю.Н. Малеев, А.П. Мовчан, А.А. Моисеев, И.С. Перетерский, О.И. Тиунов, А.И. Травников, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушаков, С.Н. Черниченко. А также таких зарубежных ученых, как: Р. Абейратне, С. Демпси, Р. де Витта, В.Г. Витцтум, Д. Хуанг, Ж.Д. дэ Ла Рошэр, Г. Шермер, А. дэ Люк, М. Милде, Н. Блоккер, К. Хайльброннер, Р.Ф. Хольман, Хавель, Санчез и др. Нормативную основу диссертационного исследования составили: – многосторонние международные договоры (Устав Организации Объединённых Наций 1945 г.; Конвенция о регулировании воздушной навигации 1919 г.; Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.; Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; Конвенция об ущербе, причинённом иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г.; Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г.; Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. и др.); – международные стандарты и рекомендуемая практика, принятые Советом Международной организацией гражданской авиации; Резолюции Ассамблеи ИКАО; правила, руководства и рабочие документы ИКАО; – акты международных авиационных организаций (универсальных, региональных, субрегиональных; межправительственных и неправительственных), направленные на регулирование деятельности международного воздушного транспорта; – решения международных судебных учреждений (решения Международного Суда ООН по делам апелляционной жалобы в отношении юрисдикции Совета ИКАО (Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ vs Катара); – рабочий документ Организации Объединенных Наций «Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности». Научная новизна диссертационного исследования выражается в подготовке научно обоснованных предложений по устранению существующих недостатков в действующих международно-правовых актах, регулирующих деятельность международного воздушного транспорта, а также в получении новых знаний о таких недостатках. Новизной также является раскрытие в полном объеме функций, полномочий и возможностей международных межправительственных и неправительственных авиационных организаций в совершенствовании международного воздушного права, в том числе, в области взаимодействия международных организаций в вопросах кодификации обычных норм международного воздушного права. Более того, обосновывается концепция по использованию передового опыта международных неправительственных авиационных организаций при создании международных стандартов и рекомендуемой практики на базе нормативных актов неправительственных авиационных структур. Научная новизна проявляется в раскрытии особенностей и острых проблем авиационной деятельности международных организаций, а также в раскрытии актуальности практико-ориентированных рекомендаций международных неправительственных организаций по совершенствованию международного воздушного права и системы международных воздушных перевозок. Элементом новизны являются предложения о дополнении действующих категорий авиационной безопасности в системе международного воздушного права и обеспечении надлежащей правовой регламентации безопасной деятельности в области международных воздушных перевозок. Положения, выносимые на защиту: 1) Предлагается обратить внимание международных межправительственных организаций на необходимость регулярного проведения анализа действующих национальных законодательств государств, относящихся к 1 категории «государств с ведущей ролью в воздушном транспорте», указанных в статье 50 Чикагской конвенции 1944 г., с целью их использования в качестве базы для разработки проектов прогрессивных международно-правовых актов в области международного воздушного права . 2) С целью обеспечения безопасности для здоровья пассажиров, летного состава и других задействованных лиц во время организации и выполнения международных полетов, предлагается выработать дополнительное Приложение «Обеспечение безопасности здоровья» к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., в котором будут зафиксированы необходимые международные стандарты для установления единообразия в сфере обеспечения безопасности здоровья. 3) Обосновывается необходимость выработки подхода быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. Предлагается создание отдельного международного регламента в целях консолидации передового опыта государств и международных организаций для выработки исчерпывающего плана действий по незамедлительному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации. После создания плана действий по незамедлительному реагированию для всех участников системы международной гражданской авиации предполагается предоставление к нему открытого доступа в целях его максимального распространения и закрепления в практике каждого региона. 4) По причине стремительного научно-технологического развития отрасли гражданской авиации при одновременном возрастании угрозы возникновения кибератак, обосновывается необходимость обратить внимание на рекомендации международных неправительственных организаций в отношении создания отдельного органа по кибербезопасности гражданской авиации, действующего в рамках ООН и обеспечивающего скоординированное взаимодействие всех субъектов международного воздушного транспорта в целях обеспечения надлежащего уровня кибербезопасности. 5) Обосновывается необходимость проведения детального анализа силами Международной организации гражданской авиации и Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях существующих международных правовых обычаев в сфере аэрокосмической навигации с целью преобразования обычных норм в договорные. Например, это касается обычая о признании права мирного пролета космических объектов через воздушное пространство иностранных государств и установления границ между воздушным и космическим пространством. В первом случае вышеназванной организации и органу следует разработать и принять Резолюцию Ассамблеи ИКАО, в которой предложить внести в национальные законодательства норму о праве «безвредного» пролета иностранных космических объектов через свое национальное воздушное пространство. Во втором случае, ввиду отсутствия единогласного решения государств о необходимости определения границы между космическим и воздушным пространством, представляется возможным отработать и сформировать механизм скоординированного взаимодействия государств и международных организаций в вопросах регулирования аэрокосмической навигации. 6) Представляется необходимым взаимодействие Международной организации гражданской авиации и Международной морской организации в целях более подробного закрепления правовых норм в отношении свободы использования воздушного пространства над открытым морем. В настоящий момент признание свободы полетов в воздушном пространстве над открытым морем закреплено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. только в отношении полетов воздушных судов, в то время как концепция свободы использования такого пространства подразумевает все виды деятельности для летательных аппаратов и иных устройств всех видов. Изменение предлагается внести непосредственно в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Теоретическая значимость исследования. Проведенный в диссертационном исследовании системный анализ деятельности международных организаций и их вклад в совершенствование международного воздушного права имеет существенное значение для развития науки международного права. Исследование содержит предложения и обоснования относительно внесения изменений в существующий правовой режим, регламентирующий деятельность международной гражданской авиации. Полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы для дополнения существующих разделов учебных пособий и другой учебно-методической литературы по дисциплине «Международное воздушное право», «Международное морское право», «Право международных организаций». Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный комплексный международно-правовой анализ международных межправительственных и неправительственных авиационных организаций и их деятельности в совершенствовании международного воздушного права, а также предложения, подготовленные в результате проведенного исследования могут быть использованы при разработке новых норм международного воздушного права, связанных с обеспечением устойчивого развития международной гражданской авиации, и создания международного регламента, содержанием которого будет механизм антикризисных действий, для перехода к превентивно-прогнозному подходу регулирования международных воздушных перевозок. Обоснованность и достоверность исследования обусловлена фундаментальным подходом к изучению и использованию научных трудов отечественных и зарубежных авторов, международно-правовых актов в области международного воздушного права и других нормативных источников. Более того, в работе применялись различные методы исследования, обуславливающие всестороннее и глубокое изучение исследуемой темы. Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты проведенного исследования были опробованы на XVII Международном конгрессе «Блищенковские чтения» в 2019 г. (Москва), международном научно-техническом форуме «IAA SciTech Forum 2019» в 2019 г. (Москва), а также на Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Организации Объединенных Наций, 60-летию РУДН, 25-летию ЕНУ им. Л. Н. Гумилева на тему: «75 лет ООН: вклад в обеспечение мира, верховенства права и устойчивое развитие» в 2020 г. (Нур-Султан, Москва). Основные положения настоящего исследования были отражены в 4 научных публикациях. Также, содержащиеся положения были использованы при проведении семинарских занятий в рамках прохождения педагогической практики. Личный вклад автора заключается в принятии непосредственного участия на всех этапах проведения диссертационного исследования, включающего в себя постановку цели и задач, их практической реализации и представления результатов в научных публикациях и докладах на конференциях. Соответствие паспорту специальности. Диссертационная работа соответствует содержанию специальности 12.00.10 «Международное право; Европейское право» и включает в себя анализ основных принципов и норм международного воздушного права; исследование международно-правовых понятий и концепций, характеризующих особенности международного воздушного права; международных договоров, институтов международного воздушного права; международно-правовых отношений и международно-правового регулирования, а также субъектов международного воздушного права. Структура и содержание диссертации обусловлена разнообразием анализируемых проблем в области международного воздушного права и отвечает поставленным цели и задачам, объекту и предмету настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, в которых последовательно приведены понятие, классификация анализируемых элементов, правовая природа, актуальность и особенности исследуемых проблем, а также заключения и списка литературы.