Языковое выражение категории оппозиции в художественном тексте на языке оригинала и языке перевода (на материале английского, немецкого и русского языков)

Категория оппозиции является значимой лингвистической категорией, актуализирующейся на всех семантически релевантных уровнях лингвоиерархии. Универсальный характер категории оппозиции как гносеологического явления позволяет объективно оценить языковой инструментарий каждой лингвокультуры. Цель настоящего исследования – выявить глубинные ценностно-ментальные основы британского, немецкого и русского этносов посредством вычленения универсального и идиоэтнического в реализации категории оппозиции в англосаксонском и русском языковых сознаниях. В исследовании устанавливаются основные языковые средства выражения категории оппозиции на всех языковых уровнях в тексте оригинала и текстах перевода на материале романа Кадзуо Исигуро “Never Let me Go” и его переводов на немецкий и русский языки, сопоставляются выявленные языковые средства реализации семантики оппозитивности в разноструктурных языках и определяются их культурообусловленные и надкультурные параметры. Полученные данные свидетельствуют об умозрительности и субстанциональности как о важнейших характеристических чертах англосаксонской и русской лингвокультур соответственно, получающих специфическое выражение на всех культуроориентированных уровнях иерархической структуры национальных языков. Основные результаты и выводы могут быть использованы для разработки теоретических курсов по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, дискурс-анализу, переводоведению и теории межкультурной коммуникации. Материал исследования может найти применение при обучении английскому и немецкому языкам, а также в межкультурной коммуникации и переводческой практике.

Authors
Фролова Ю.И.
Academic degree
Кандидат филологических наук
Language
Russian
Page number
215
Year
2022
Keywords
категория оппозиции; язык оригтнала
Date of creation
11.07.2024
Date of change
11.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/dissertation/record/155237/
Share

Other dissertations