Уточнено понятие «ценностно-смысловая направленность личности»; разработаны и внедрены анкеты «Пространство самореализации» и «Оценочная шкала самореализации личности». В ходе эмпирического исследования выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности: прагматично-профессиональный, социально-коммуникативный и индивидуально-эгоистический. Доказано, что выделенные типы ценностно-смысловой направленности личности избирательно активизируют отдельные составляющие самореализации, тем самым обеспечивая разный уровень успешности самовыражения респондентов. Установлено, что наиболее позитивные сдвиги в динамике самореализации выявляются у субъектов с социально-коммуникативной направленностью, а ухудшения в успешности самоосуществления наблюдаются у респондентов с прагматично-профессиональной направленностью. Выявленные факты и закономерности найдут применение в практической деятельности специалистов, обеспечивающих психологическое сопровождение субъектов на разных этапах профессионального становления.