Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде

В центре исследования дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде, в основе которой с одной стороны, системный подход к пониманию процесса обучения, сочетающий принцип педагогической организации с собственной инициативой и самостоятельностью обучающихся; с другой − интегративный подход к изучению учебно-познавательной деятельности студентов, сочетающий идеи деятельностного подхода к развитию личности, закономерностей и особенностей их реализации в условиях психологически атрибутивной социальной среды, основных положений акмеологии, фиксирующих закономерности развития человека и компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста. Концепция представляет фундаментальный научно-дидактический «задел», с одной стороны – для дальнейшей разработки и реализации интегративных механизмов общественно-деятельностного, личностно-ориентированного и индивидуально-компетентностного обучения и образования, способствующих развитию автономности и самостоятельности студентов, с другой стороны – для дальнейшего реформирования высшего образования в России, целью которого является успешная интеграция в общемировое образовательное пространство и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке. Кроме того, автором создан теоретико-прикладной дидактический «массив», предполагающий возможность конструирования, моделирования и реализации на базе полученных данных дидактических средств организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, которые аккумулированы в комплексе условий, влияний и возможностей интернет-среды. Такого рода средства, предлагаемые в диссертации, позволяют целенаправленно управлять процессом личностно-профессионального развития, развития личностных и профессиональных компетенций студентов.

The author researches the didactic concept of Self-Reliant Learning and Cognitive Activities of Students in the Internet Environment, which is based, on the one hand, on the systematic approach and understanding of learning process embracing pedagogic principle of organization with initiative and self-reliance of students, and on the other hand, the integrative approach to the study of learning and cognitive activities of students which combines basic ideas of activity approach to development of the personality, patterns and specific features of their realization in psychologically attributive social environment; major acmeology ideas relating to regularities and patterns in development of humans and competence-based approach to training of future specialists. The concept is a fundamental academic didactic input, on the one hand, for further research and realization of integrative mechanisms of socially pragmatist, personality-oriented and individual competence-based education, on the other hand, for further overhaul of higher education in Russia, which is aimed at its successful integration in the world-wide educational space and its increased competitiveness on the world market. In addition, the author has made up a theory-applied body of the research data providing for possibilities of further construction, modeling and realization of didactic means of organization of self-reliant learning and cognitive activities which are accumulated in a wide array of conditions, influences and possibilities of the Internet environment. Those means provided for in the dissertation allow to purposefully manage the process of personal and professional development as well as development of personal and professional competencies of students.

Academic degree
Доктор педагогических наук
Speciality
Общая педагогика, история педагогики и образования
Location
Москва
Language
Russian
Page number
531
Year
2013
Organizations
  • 1 Московский государственный институт международных отношений (университет)
Keywords
cognitive activity; internet environment; didactic concept; self-reliant activity; познавательная деятельность; интернет-среда; дидактическая концепция; самостоятельная деятельность
Date of creation
09.07.2024
Date of change
09.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/dissertation/record/137007/
Share

Other dissertations