Объект исследования - безопасность окружающей среды от ударных воздействий на фундамент машин. Цель работы - постановка, разработка методики и реализация алгоритма решения задачи о применении полостей для увеличения безопасности окружающей среды от ударных воздействий на фундамент машин с помощью численного моделирования волновых уравнений теории упругости. Достоверность полученных в работе результатов подтверждается сравнением нормальных напряжений, полученных методом конечных элементов в перемещениях, с результатами аналитического решения задачи о распространении плоских продольных волн в виде импульсного воздействия (восходящая часть - четверть круга, нисходящая четверть круга) в упругой полуплоскости. Решены задачи о воздействии упругой ударной волны на фундамент машин без полости и с полостью в виде прямоугольника) соотношение ширины к высоте один к пяти, десяти и пятнадцати). Показано, что применение полостей увеличивает безопасность окружающей среды при ударных воздействиях на ф