Объект исследования – клиентелизм как социально-управленческий феномен. Цель исследования – выявление основных причин воспроизводства клиентелизма в государственной службе России и разработка на этой базе комплекса социологически обоснованных рекомендаций по противодействию клиентелизму в системе государственного управления. Основными методами, использованными в ходе диссертационного исследования, являются: системный, сравнительный и структурно-функциональный анализ. Для сбора эмпирической информации применяются методы опроса (интервью и анкетирования) и вторичного анализа проведенных ранее социологических исследований. В диссертационном исследовании разработаны теоретические положения концепции клиентелизма в государственной службе России. Выявлены теоретико-методологические основания изучения клиентелизма в рамках социологии управления, определяющие клиентелизм как деструктивное социальное явление. Расширены существующие в социологии управления теоретические знания о типичных формах