Предметом исследования являются приоритетные направления международного образовательного сотрудничества Российской Федерации с европейскими странами и государствами других регионов мирового сообщества. Цель исследования - выявление приоритетных направлений, основных аспектов, форм и методов реализации международного образовательного сотрудничества в условиях модернизации российской высшей школы в исследуемые годы. Диссертант впервые в историографии комплексно, с учетом нового научного направления, исследовал наиболее приоритетные аспекты эволюции международного образовательного сотрудничества в условиях модернизации российской высшей школы в 1991-2011 годы. Был проведен скрупулезный анализ достижений и проблем в этом направлении, обобщены концептуальные основы, основные тенденции и направления интеграции России, ЕС, Азиатско-Тихоокеанских стран в сфере высшего профессионального образования в исследуемые годы, что является важным элементом научной новизны. На основе изученного большого пласта фактического материала автором разработаны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию образовательного сотрудничества России с зарубежными странами с учетом требований наступившего ХХI века. Одной из особенностей научной новизны диссертационной работы является то, что она имеет междисциплинарный характер. Содержащиеся в диссертации Аржановой И.В. выводы и рекомендации могут быть использованы в целях повышения эффективности участия в международном образовательном сотрудничестве как отдельных вузов, так и российской системы образования в целом, в том числе при выработке на соответствующем уровне стратегии и политики интернационализации высшего профессионального образования, его интеграции и мобильности.