Цель: анализ взаимодействия публицистического и художественного начал в произведениях В.П. Астафьева 1980 - 1990-х годов, рассмотрение новых форм и функций авторского присутствия на материале романа "Прокляты и убиты" и цикла повестей "Так хочется жить", "Обертон" и "Веселый солдат".Предпринята попытка конкретно-текстуального анализа прозы В.П. Астафьева с точки зрения соотношения художественного и публицистического начал. Прослежены эволюция и многообразие форм и функций прямых авторских "вхождений" в произведение: от эмоциональных отступлений до высокого пророческого красноречия, от патетических обращений к героям и к русским людям до "ругательной" риторики с лихими "заворотами". Напряжение и мощь авторской индивидуальности рассмотрены как композиционный фактор, образующий художественную цельность произведения, связь публицистического и художественного в творчестве В.П. Астафьева глубоко органична: это сама природа его таланта.