Обобщены этапы формирования теории бюжетного федерализма в странах мира по мере обобщения функций государства в целом и дифференциации их по уровням власти в многоуровневых бюджетных системах. Определен механизм разграничения расходных обязательств и доходных полномочий в различных моделях бюджетного федерализма развитых стран. Выделены факторы, положительно влияющие на степень децентрализации, масштабы самоуправления территориальных единиц, а также механизмы пополнения и расходования их бюджетов в условиях жестких бюджетных ограничений западных моделей бюджетного федерализма. Доказана функциональная зависимость и построены расчетные модели, подтверждающие позитивное воздействие бюджетной децентрализации на финансовое положение субнациональных бюджетов в многоуровневых бюджетных системах развитых стран, что может служить ориентиром выбора приемлемой модели бюджетного федерализма для России. Обоснованы принципы оптимизации разграничения расходных полномочий органов власти различных уровней бюджетной системы в альтернативных моделях бюджетного федерализма развитых стран. Выделены критерии, на которых они базируются.