Цель: анализ символической образности, созданной Андреем Белым для выражения философем Восток-Запад, Восток-Россия-Запад; изучение видов, структуры и художественных функций символов "Петербурга" и "Москвы". Раскрыт философско-символический смысл романов Андрея Белого "Петербург" и "Москва" в их образной структуре, в конфликтах, персонажах и во всеохватывающей системе символизации. В этой системе органично сосуществуют и образы-символы, созданные Андреем Белым, и широко используемые им знаковые образы-символы русской классики, и символы-идеи философской мысли конца XX в. Символика выражения коренной философемы русской истории в романах Андрея Белого многосоставная и многослойная. Обоснованы связи между Андреем Белым - теоретиком символизма и его художественным творчеством. Основу произведений Андрея Белого составляет понимание символа как универсального образа, соединяющего жизнь, творчество, религию и науку. Андрей Белый утверждает символизм как миропонимание, как этическую и философскую систему. Рассмотрение этих положений углубляет представления о роли символизма в развитии русской литературы и обогащает ее теоретическое осмысление.