Публикация посвящена моделированию цифровой образовательной среды в поликультурном академическом контексте. В качестве целевой аудитории рассматриваются иностранные студенты, изучающие русский язык в профессиональных целях в вузах РФ. Авторы обращают внимание на то, что сложившаяся практика проектирования цифровой образовательной среды в направлении «сверху вниз» (от требований ФГОС к формированию компетентностей; от «заказчика», в лице которого выступает государство, к «потребителю» - обучающимся) скрывает в себе противоречия, главным из которых является недостаточная ориентированность на личность учащегося, на его экзистенциальные (в том числе и этнокультурно обусловленные) потребности. Снять эти противоречия помогает обращение к принципам антропологической лингводидактики и их реализация с помощью инструментов, уже зарекомендовавших себя в практике дополнительного и корпоративного онлайн образования. Новизна исследования состоит в рассмотрении учебного процесса как функции поликультурного образовательного пространства с включением цифровой образовательной среды, ориентированной на личность учащегося. Практическая ценность работы заключается в анализе опыта (кейсов) использования инструментов, повышающих эффективность программирования учебной траектории студента в условиях поликультурного академического контекста.
The abstract is devoted to modeling virtual learning environment (VLE) in multicultural education in Russian universities. The target audience is considered to be foreign students studying Russian for academic/professional purposes.The authors draw attention to the fact that the current practice of designing a VLE in the “top-down” direction (from the requirements of the Federal State Educational Standards to the formation of competencies; from the “customer”, represented by the state, to the “consumer” - students) - this practice hides certain contradictions, such as insufficient attention to the personality of a student, ignoring his or her existential needs (including those ethno-culturally conditioned). An appeal to the principles of anthropological linguodidactics helps to remove these contradictions.The novelty of the research lies in considering learning process as a function of multicultural learning environment, including VLE, focused on the personality of a student. The practical value of the work lies in analyzing relevant cases and tools which increase the efficiency of designing a student’s learning trajectory in multicultural learning environment.