Восточная патристика о противоречивости человека и обóжении человечества

В статье выведены религиозно-антропологические положения святоотеческого наследия восточно-христианской церкви. В рассматриваемых концептуальных осмыслениях человека греко-византийских Отцов Церкви сделан акцент на антиномичном понимании сущности «венца» Божественного творения. Противоречивость природы человека, нашедшая обусловленность в восточной патристике, анализируется в статье в связи с многообразием исторических богословских подходов к объяснению ветхозаветного тезиса о сотворении человека по образу и подобию Бога. В данном контексте представлены идеи доникейского Отца церкви Иринея Лионского и неканонического раннехристианского творения «Пастырь» Гермы, а также более позднее учение о человеке святого Григория Нисского как одного из самых ярких представителей патристики классического периода. Особое внимание уделено анализу понятия обóжение , раскрываемого и как основание формирующейся восточнохристианской антропологической традиции средних веков, и как очищающий, совершенствующий и преображающий человека путь религиозного гносиса в процессе Богопознания. Обóжение обосновано как особый образ бытия, намечающий эсхатологические и сотериологические перспективы человеческого существования, связанные с высокой религиозной нравственностью и нескончаемой устремленностью человека вверх, к особому духовному ощущению единства с Богом. В этом плане показательно учение последователя символико-аллегорического богословия преподобного Максима Исповедника о логосах , или энергиях Бога. В статье акцентировано внимание на его концептуализации понятия обóжения. Восприятие логосов человеком способствует объединению земного мира с Богом (высшим Логосом) и означает обóжение всего человеческого рода. В этом состоянии мир земной объединяется с миром Божественным и тем самым преодолевается противоречивость как самого человека, так и двух форм бытия - абсолютно-трансцендентного и земного-бренного. Делается вывод, что ветхозаветный тезис в патристических антропологических построениях реализовался как своего рода преодоление постулируемого дуализма человека и всего сотворенного универсума на основе духовного единства человеческого и Божественного миров, т. е. достигнутого обóжения. Статья построена на текстах святых Отцов Церкви, являющихся священными первоисточниками христианства.

Religious and anthropological issues of the Eastern Patristics legacy are under consideration in the article. The conceptual justification of the human being by Greek-Byzantine Church Fathers is submitted, paying attention to antinomianism in understanding the Man essence. The human duality is analyzed in tight with the diversity of historical theologian approaches to clarifying the New Testament thesis on the creation of Man in the image and likeness of God. In this context, a doctrine of Irenaeus, a Church Father of the ante-Nicene period of Christianity, some ideas of a non-canonical Early Christian manuscript, The Shepherd by Hermes of Philippopolis, and teaching on Man by Gregory of Nyssa as one of the profound representatives of the Patristics’ classical period are presented. The author examines a notion of deification with specific stress on its religious and philosophical meanings. Deification is studied both as the theoretical foundation for the Eastern Christian anthropological tradition forming over the Middle Ages and as the religious gnosis, purifying, perfecting, and transfiguring of a human being on their God knowing ascending path. Deification is deduced as a peculiar style of life that aims at the eschatological and soteriological prospects of human existence, which are correlated with the highest religious morality and eternal desire to reach the cherished spiritual state of God and Man union. In this regard, the doctrine of a follower of allegorical theology, Maximus the Confessor on the Logoi , or God’s energies, is very significant as well as his interpretation of the notion of deification . According to St. Maximus, the comprehension of Logoi by the human being supports the unification of the mundane world with the Creator (the omnipotent Logos). It means the deification of the entire humanity. The article is based on the texts of Church Fathers, which are the sacred primary sources of Christianity.

Publisher
Saint Petersburg State University
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
650-661
Status
Published
Volume
38
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
Greek-Byzantine Church Fathers; deification; christian anthropology; philosophy of Byzantium; греко-византийские Отцы Церкви; обóжение; христианская антропология; философия Византии
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/98655/
Share

Other records

Сопилко Н.Ю., Горбачева В.В.
Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет. 2022. P. 8-19
Саламайкина С.А., Карнаушкина М.А., Литвинова М.М., Миронов К.О.
Взаимодействие науки и практики. Опыт и перспективы. 2022. P. 126-128