Межкультурные сходства и различия в языковой и культурной картине мира китайских и русских школьников и их учет при отборе содержания обучения китайскому языку как иностранному

В статье рассматриваются актуальные вопросы отбора материалов для обучения китайскому языку с учетом языковых и культурных картин мира. Обучение китайскому языку представляет собой определенные сложности. В статье рассматриваются данные факторы и способы их преодоления. Основным различием между языковыми основами является построение языковых форм. В случае с китайским языком нет универсального «конструктора» - алфавита для построения языковых конструкций, характерного для русского языка. Иероглифическое построение языка неоднозначно представляет каждое понятие, например, конкретный иероглиф в различных ситуациях может иметь различное значение. Произношение также оказывает влияние на значение слов. Выделение тех или иных звуков может полностью менять значение слова. Все это оказывает значительное воздействие на его восприятие и возможность обучения. Китайский язык в отрыве от китайской культуры изучать нельзя. Существуют различия и сходства в языковых и культурных картинах мира русских и китайских школьников. В статье рассматриваются критерии и обзор подбора материалов с учетом данных особенностей. Современные подходы в образовании отходят от заучивания отдельных слов и выражений, а ориентируются на сопоставление схожих культурных явлений в русском и китайском языках. Подобные подходы ориентированы на отбор и использование подходящих учебных материалов. Это прежде всего аудио- и видеоматериалы, фольклорные произведения и т. д. В статье рассматриваются различные виды учебных материалов и практика их применения.

The article deals with topical issues of the selection of materials for teaching the Chinese language, taking into account linguistic and cultural pictures of the world. Learning Chinese presents certain difficulties. The article discusses these factors and ways to overcome them. The main difference between language bases is the construction of language forms. In case of the Chinese language, there is no universal constructor, an alphabet, for constructing language constructions characteristic to the Russian language. The hieroglyphic construction of the language ambiguously represents each concept, for example, a specific hieroglyph can mean different meanings in different situations. Pronunciation also influences the meaning of words. The selection of certain sounds can completely change the meaning of a word. All this has a significant impact on his perception and ability to learn. Chinese cannot be studied in isolation from Chinese culture. There are differences and similarities in the linguistic and cultural worldviews of Russian and Chinese schoolchildren. The article discusses the criteria and an overview of the selection of materials taking into account these features. Modern approaches in education move away from memorizing individual words and expressions, and focus on comparing similar cultural phenomena in Russian and Chinese. Such approaches are focused on the selection and use of suitable educational materials. These are primarily audio and video materials, folklore works, etc. The article discusses various types of educational materials and the practice of their application.

Authors
Publisher
Кемеровский государственный институт культуры
Number of issue
61
Language
Russian
Pages
247-252
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
modern approaches to the study of the Chinese language; linguistics; modern educational materials; the development of hieroglyphic writing; the similarity and difference between Chinese and Russian linguistic and cultural worldview; современные подходы к изучению китайского языка; лингвострановедение; современные учебные материалы; освоение иероглифического письма; сходство и различие китайской и русской языковой и культурной картины мира
Share

Other records

Кобелькова И.В., Коростелева М.М., Мавлиев Ф.А., Набатов А.А., Назаренко А.С., Никитюк Д.Б.
Наука и спорт: современные тенденции. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Vol. 10. 2022. P. 6-15