Об оптимальном расположении антенн для У2Х-соединений в субтерагерцевом диапазоне

Субтерагерцевая (суб-ТГц, 100-300 ГГц) связь должна обеспечить огромную скорость передачи данных в системах 6G. Однако зона покрытия базовых станций (БС) ограничена, так как сигнал существенно затухает с увеличением дистанции, а также легко блокируется различными объектами, встречающимися на пути распространения сигнала. Таким образом, БС необходимо располагать достаточно часто, что делает такое решение дорогостоящим. Для снижения плотности развертывания БС можно использовать механизм ретрансляции сигнала с помощью транспортных средств (ТС). Данный способ в большой степени зависит от зоны размещения приемо-передающей антенны на кузове ТС, что ставит вопрос о поиске расположения антенны, при котором механизм ретрансляции будет эффективным с точки зрения скорости передачи данных и расстояния между ТС-источником и БС. В данной работе на основе спецификации IEEE 802.15.3d и экспериментальных данных о распространении сигнала на частоте 300 ГГц предложена математическая модель для анализа многозвеньевой системы ретрансляции сигнала для трех зон размещения антенны на кузове ТС. Полученные результаты показывают, что расположение передатчика в зоне лобового стекла характеризуется более низкой скоростью передачи данных, но при этом гораздо большим покрытием, чем расположение в зонах бампера и двигателя.

Subterahertz (sub-THz, 100-300 GHz) communication should provide huge data transfer rates in 6G systems. However, the coverage area of base stations (BS) will be very limited, since the signal is quite strongly attenuated from the distance and is also easily blocked by the presence of any objects in the signal path. Thus, the BS will need to be located too often which is a costly process. To reduce the deployment density of the BS, a mechanism was proposed for relaying the signal using vehicles (V2V). This relaying method is characterized by various options for the location of the antenna on vehicles which raises the question of finding the optimal location. In this work, guided by the IEEE 802.15.3d specification and measurements of the signal propagation level at a frequency of 300 GHz, the authors developed a mathematical model for comparing multihop signal relay systems with different antenna locations. The authors consider the following quality of service indicators: coverage, BS availability, and data transfer rate. The results show that the windshield transmitter location has a lower data rate but more coverage while the bumper and engine levels show similar performance. A windshield location is recommended as it is less sensitive to the rate of technology integration and has a larger coverage area.

Publisher
Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
42-50
Status
Published
Volume
16
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук
Keywords
new radio; v2v; v2x; multi-hop communications; 5g; "Новое радио"; У2У; У2Х; ретрансляция
Share

Other records