ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ГЛАВНЫЙ СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО СТРЕССА

Исследуется феномен жизнеспособности подростков с различных дисциплинарных точек зрения и подходов. Подростковый возраст рассматривается как важнейший период нейро-поведенческого созревания личности. Актуализирована проблема повышения жизнеспособности подростков для того, чтобы стресс-факторы не имели возможности нарушить этот критический период развития человека. Представлены разные подходы к пониманию жизнеспособности, предлагается собственный взгляд на рассматриваемую проблему. Выделены и охарактеризованы ключевые факторы, способствующие формированию устойчивой жизнеспособности детей и подростков. Это прежде всего социальные и экологические защитные факторы: компетентность, оптимизм, привязанность к семье и окружающая среда. Говорится об изменчивости данных факторов во времени и о том, что далеко не все подростки одинаково подвержены стрессу и далеко не у всех подростков стрессовые переживания приводят к неизбежным негативным последствиям. Определены и обоснованы теоретические взаимосвязи между жизнеспособностью подростков и их положительным развитием. Объясняется механизм опосредования жизнеспособности подростков и их устойчивости к стрессу. Предпринята попытка объединить между собой отдельные, но взаимосвязанные направления исследований внутриличностного параметра жизнеспособности и его влияния на преодоление стресса в период подросткового возраста.

The article is devoted to the study of the phenomenon of adolescent resilience from various disciplinary points of view and approaches. Adolescence is considered as the most important period of neurobehavioral maturation of personality. The problem of increasing the viability of adolescents has been updated so that stress factors do not have the opportunity to disrupt this critical period of human development. Different approaches to understanding viability are presented, and their own view of the problem under consideration is offered. The key factors contributing to the formation of sustainable viability of children and adolescents are identified and characterized. These are primarily social and environmental protective factors: competence, optimism, attachment to the family and the environment. It is said about the variability of these factors over time and that not all adolescents are equally prone to stress, and not all adolescents have stressful experiences that lead to inevitable negative consequences. The theoretical relationships between the viability of adolescents and their positive development have been identified and substantiated. The mechanism of mediating the viability of adolescents and their resistance to stress is explained. The key goal of the study is to bring together separate but interrelated lines of research on the intrapersonal parameter of resilience and its impact on coping with stress during adolescence.

Authors
Publisher
Автономная некоммерческая организация высшего образования Российский новый университет
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
28-34
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
vitality; resilience; mental health; adolescence; coping with stress; жизнеспособность; жизнеустойчивость; резильентность; психическое здоровье; подростковый возраст; преодоление стресса
Share

Other records

Bricheva S.S., Matasov V.M., Vladov M.L.
Chrysostom Readings. Местная религиозная организация православный приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке гор. Москвы московской епархии русской православной церкви (московский патриархат). 2022. P. 162-178