ДАО В ФИЛЬМЕ "СОЛЯРИС" А. ТАРКОВСКОГО

Творчество одного из величайших российских режиссеров советского периода - Андрея Тарковского (1932-1986) - уникально, оно выдержало испытание временем и даже предсказало многие современные человеческие кризисы и дилеммы, имеет исследовательскую ценность для современной гуманитарной науки: философский анализ его фильмов продолжает оставаться актуальным. Его работы раскрывают сущность человека как образа и подобия Бога, запечатлевая благородные моменты человеческой души. Помимо русской духовной культуры, на его творчество также повлиял даосизм. Тарковский был критиком натуралистических представлений о сущности человека, опираясь на даосизм он стремился восстановить утраченную связь человека как с природой, так и со своей собственной сущностью. Примечателен в этом отношении фильм Тарковского «Солярис» (1972 г.). Это не просто произведение научной фантастики, - оно требует глубокого и серьезного анализа. В нем подвергнут критике современный сциентизм, обездушивающий человека, превращающий его в биоробота (Н. Бердяев). Главный герой его фильма, - Крис, - находясь в поисках смысла жизни, как и у Ф. Достоевского, через страдание и любовь вновь стремится обрести себя, свой Путь (Дао) к естественности. В творчестве Тарковского соединяются русская и восточная духовность, что и является предметом анализа в данной статье.

The work of Andrei Tarkovsky (1932-1986), one of the greatest Russian filmmakers of the Soviet period, is unique, it has stood the test of time and even predicted many contemporary human crises and dilemmas, has research value for contemporary humanities: the philosophical analysis of his films remains relevant. His works reveal the essence of man as the image and likeness of God, capturing the noble moments of the human soul. In addition to Russian spiritual culture, his work was also influenced by Taoism. Tarkovsky was a critic of naturalistic conceptions of the essence of man, drawing on Taoism he sought to restore man's lost connection both with nature and with his own essence. Tarkovsky's film Solaris (1972) is remarkable in this respect. It is not just a work of science fiction - it requires deep and serious analysis. This film criticizes modern scientism, which dehumanizes man, turning him into a biorobot (N. Berdyaev). The protagonist of his film, Chris, in search of the meaning of life, as in Dostoevsky's work, through suffering and love seeks once again to find himself, his way (Tao) to naturalness. Tarkovsky's work combines Russian and Eastern spirituality, which is the subject of the analysis in this article.

Authors
Number of issue
3-4
Language
Russian
Pages
241-250
Status
Published
Volume
24
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
"Солярис"; А. Тарковский; даосизм; Лао-цзы; человек и природа; техника
Share

Other records