Мультидисциплинарный подход рассматривается как «золотой стандарт» при принятии клинических решений и может быть реализован как на организационном уровне в формате мультидисциплинарных команд (МДК), так и на функциональном - как процесс принятия клинического решения на медицинском консилиуме. В России отсутствует практика оценки качества и эффективности работы МДК, что требует ознакомления с существующими подходами к ее оценке, а также определения необходимых компетенций специалистов. Цель - описать подходы к оценке качества и эффективности работы МДК, дать рекомендации по их внедрению в российскую клиническую практику и обучению специалистов. Материал и методы включали исторический метод, анализ нормативноправовой информации, контент-анализ литературы. Результаты. В России необходимость мультидисциплинарного подхода к ведению больных закреплена в порядках оказания медицинской помощи и реализуется чаще всего на функциональном уровне. Существуют 7 стандартов оценки качества работы МДК, из них наиболее всеобъемлющим является TEAM (Team Evaluation and Assessment Measure). Наиболее значимыми факторами успеха работы МДК являются групповая работа ее членов и организационная культура, реализация пациентоцентричных принципов и процесс принятия клинического решения, который всесторонне учитывает различные аспекты медицинской помощи - клинический результат и возможные осложнения метода лечения, тарифы в рамках системы медицинского страхования, расходы медицинской организации, имеющиеся в распоряжении ресурсы, индивидуальные предпочтения пациента. Заключение. Организаторы здравоохранения должны быть осведомлены о важности оценивания качества и эффективности работы МДК и внедрять соответствующие стандарты оценок в практику. В рамках программ дополнительного профессионального образования особое внимание должно уделяться развитию у медицинских специалистов «мягких» навыков - командной работы, пациентоцентричности, организационного поведения.
The multidisciplinary approach is considered to be the gold standard in clinical decision-making and can be implemented at the organizational level as a multidisciplinary team, or at the functional level - as a clinical decision-making process. In Russia, there is no practice of assessing the quality and effectiveness of multidisciplinary teams, which requires familiarization with existing approaches to its assessment, and determining the necessary competencies of specialists. The aim - t o describe the existing approaches to assessing the quality and effectiveness of multidisciplinary teams, to provide recommendations on their implementation in local clinical practice and education. Material and methods included the historical method, analysis of regulatory information, content analysis of literature. Results. In Russia, the need for a multidisciplinary approach is fixed in the procedures for providing medical care and is implemented at the functional level. There are seven standards for evaluating the quality of MDT, of which TEAM is the most comprehensive. The most significant factors for the success of multidisciplinary teams are the group work of its members and organizational culture, the implementation of patient-centered principles and the clinical decision-making process, which comprehensively takes into account various aspects of medical care - clinical outcome and possible complications, tariffs within the medical insurance system, hospital expenses and available resources, individual preferences of the patient. Conclusion. Healthcare managers should be aware of the importance of assessing the quality and effectiveness of MDT work and implement appropriate assessment standards in practice. Within the framework of continuous medical education programs, special attention should be paid to the development of «soft» skills among medical specialists - teamwork, patient-centricity, organizational behavior.