В статье даётся направление анализу методологических, концептуальных особенностей «парадигмы Рубинштейна» раннего (марбургского) периода творчества философа. Делается предположение о том, что имеющиеся в университете г. Марбурга (Германия) и в частном архиве К.А. Абульхановой копии докторской инаугурационной диссертации Рубинштейна представляют собой две части одной работы, полагавшие в первой части (текст, представленный на защиту) интерпретацию и критику гегелевского абсолютного рационализма, и во второй части - изложение собственной концепции автора. Доказывается осуществленное Рубинштейном в анализируемой квалификационной работе преодоление логического ограничения гегелевской философской абсолютизации - противопоставления бытия и сознания, снятие автором проблемы категорического противопоставления субъекта и объекта в едином бытии как области вмещения обоих, построение внутренней непротиворечивой картины бытия как действительного бытия живого субъекта.
The article gives direction to the analysis of the methodological, conceptual features of the "Rubinstein paradigm" of the early (Marburg) period of the philosopher's work. The assumption is made that available at the University of Marburg (Germany) and in the private archive of K.A. Abulkhanova's copies of Rubinshtein's doctoral inaugural dissertation are two parts of one work, which in the first part (the text submitted for defense) is an interpretation and criticism of Hegel's absolute rationalism, and in the second part - a presentation of the author's own concept. It is proved that Rubinstein in the analyzed qualifying work overcomes the logical limitation of Hegelian philosophical absolutization - the opposition of being and consciousness, the removal by the author of the problem of categorical opposition of subject and object in a single being as an area containing both, the construction of an internal consistent picture of being as the actual being of a living subject.