МИФ, БОГИ, ЧЕЛОВЕК: "СПЕКУЛЯТИВНАЯ ТЕОЛОГИЯ" КАК КУЛЬТУРНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ МЫСЛИ XV-XIII ВВ. ДО Н. Э.

В статье рассматриваются особенности так называемой спекулятивной теологии Амуна-Ра, наиболее заметного направления древнеегипетской религиозно-теологической мысли XV-XIII вв. до н. э. на примере двух наиболее значимых ее источников - Каирского (Pap. Boulaq 17 = Pap. Kairo CG 58038) и Лейденского (Pap. Leiden I 350) гимнов Амуну. В отличие от более ранних форм египетской духовной культуры, она впервые в истории древнеегипетской религии создает образ трансцендентного божества, связь верующего с которым отныне осуществляется через непосредственный личностный контакт, а не посредством традиционных для египетской религии форм культа. Одновременно многие черты образа Амуна в фиванской «спекулятивной теологии» Нового царства уже можно рассматривать и как попытку принципиально новой рефлексии традиционных категорий древнеегипетской культуры, таких как, например, «Маат» (миропорядок, справедливость, истина), одновременно как опирающуюся на традиционные ценности, так и отходящую от них. Причиной этого стал кризис традиционных представлений о Маат после эпохи Амарны, принципиально изменивший характер народного благочестия и одновременно базовые принципы египетской религиозной и политической этики. С точки зрения мифогенной концепции генезиса философии «спекулятивная теология» - как в Египте Нового царства, так и несколько позднее в архаической Греции - представляет исключительный интерес как важнейшая «переходная форма» на пути трансформации первобытного мифа в философский дискурс и одновременно интереснейший пример взаимопроникновения и совместной эволюции мифологического, религиозного и становящегося философского мировоззрения. Не всегда превращаясь в полноценную философскую традицию (именно так, в частности, и происходит с фиванской «спекулятивной теологией» Амуна-Ра), она тем не менее демонстрирует сложные пути трансформации духовного мира древнего человека Восточного Средиземноморья, благодаря которым во многом стала возможной духовная трансформация «осевого времени». На примере образа Амуна также изучается трансформа ция представлений о религиозном опыте в египетской культуре эпохи Нового царства.

This paper studies the features of the so-called “speculative theology” of Amun-Re, the most prominent trend of ancient Egyptian religious and theological thought of the 15th - 13th centuries BC using the example of two of its most signi cant texts, Cairo (Pap. Boulaq 17 = Pap. Kairo CG 58038) and Leiden (Pap. Leiden I 350) hymns to Amun. Unlike earlier forms of Egyptian spiritual culture, for the rst time in the history of ancient Egyptian religion, it creates the image of a transcendent deity, whose the connection with the believer is now carried out through direct personal contact, rather than through traditional (in the Egyptian religion) forms of worship. At the same time, many features of the image of Amun in the Theban “speculative theology” of the New Kingdom can already be considered as an attempt at a fundamentally new re ection of traditional categories of ancient Egyptian culture, such as, for example, “Maat” (world-order, justice, truth), both based on traditional values and departing from them. The reason for this was the crisis of traditional ideas about Maat after the Amarna era, which fundamentally changed the nature of popular piety and at the same time the basic principles of Egyptian religious and political ethics. From the point of view of the mythogenic conception of the genesis of philosophy, “speculative theology” - both in Egypt of the New Kingdom and somewhat later in archaic Greece - is of exceptional interest as the most important “transitional form” on the path of transformation of primitive myth into philosophical discourse and at the same time an interesting example of the mutual penetration and joint evolution of mythological, religious, and emerging philosophical worldviews. Not always turning into a full- edged philosophical tradition (this is exactly what happens, in particular, with the Theban “speculative theology” of Amun-Re), it nevertheless demonstrates complex ways of transforming the spiritual world of the ancient man of the Eastern Mediterranean, thanks to which the spiritual transformation of the “axial time” became possible in many respects. Using the example of the image of Amun, the transformation of ideas about religious experience in the Egyptian culture of the era of the New Kingdom is also studied.

Publisher
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Number of issue
101
Language
Russian
Pages
99-117
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
pre-philosophy; theology; mythology; axial age; divinity; theocosmogony; Amun; предфилософия; теология; мифология; осевое время; боже ственность; теокосмогония; Амун
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/95654/
Share

Other records

Ханферьян Р.А., Радыш И.В., Выборнов В.Н., Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И., Коростелева М.М., Антонов А.А.
Спортивная медицина: наука и практика. Русский врач. Vol. 12. 2022. P. 56-63