В последние годы наблюдается развитие сотрудничества между РФ и КНР в области образования, активизируются академические обмены между университетами, в результате которых число китайских студентов в российских вузах растет с каждым годом. В статье рассматриваются проблемы социокультурной адаптации китайских студентов, которые сталкиваются с языковым, культурным и коммуникативным барьерами. В центре внимания - трудности коммуникации китайских студентов с российскими преподавателями. Цель данного исследования - выявить основные трудности и определить их причины. Для выявления конкретных трудностей был проведен онлайн опрос среди китайских студентов, обучающихся в России, в котором приняло участие 52 человека. В данной статье приведены предварительные результаты исследования, которые показали, что 1) все опрошенные студенты так или иначе встречаются с трудностями в процессе обучения в России; 2) значительное место занимают трудности в общении с преподавателем. Мы высказываем гипотезу, что причиной данных трудностей являются коммуникативные ценности, которыми руководствуются китайские студенты, среди которых - особое уважение к учителю, скромность и эмоциональная сдержанность. Данные ценности, основанные на учении Конфуция, во многом определяют поведение китайских студентов как в процессе обучения, так и в общении с преподавателем. В перспективе планируется рассмотреть влияние данных ценностей на дискурсивные практики в различных речевых актах, что может способствовать преодолению барьеров в коммуникации и развитию межкультурной коммуникативной компетенции как китайских студентов, так и их российских преподавателей.
In recent years, there has been a development of cooperation between Russia and China in the field of education, academic exchanges between universities are intensifying, as a result of which the number of Chinese students in Russian universities is growing every year. The article deals with the problems of sociocultural adaptation of Chinese students who face language, cultural and communicative barriers. The focus is on the difficulties of communication between Chinese students and Russian teachers. The purpose of this study is to identify the main difficulties and determine their causes. In order to identify specific difficulties, an online survey was conducted among Chinese students studying in Russia, in which 52 people participated. This article presents the preliminary results of the study, which showed that (1) all surveyed students encounter difficulties in one way or another in the process of studying in Russia, (2) difficulties in communication with the teachers occupy a significant place. We hypothesize that these difficulties are caused by the communicative values that Chinese students hold, among which are special respect for the teacher, modesty and emotional restraint. These values, based on Confucius values, largely determine the behavior of Chinese students both in the learning process and in communication with the teacher. In the future it is planned to consider the influence of these values on discursive practices in various discourse acts, which can help to overcome barriers in communication and develop intercultural communicative competence of both Chinese students and their Russian teachers.