Актуальность цифрового искусства и цифровизации искусства как более общей категории, отражающей современный технологичный подход к этой сфере жизнедеятельности человека, проявляется в активизации правового регулирования различных аспектов влияния цифровых технологий на сферу творчества и их внесения в законодательную повестку. Раскрыты правовые особенности цифровизации искусства на современном этапе. Рассмотрены основные сферы цифровизации искусства и юридические средства, обеспечивающие их надлежащее сопровождение. Охарактеризованы широкий и узкий подход к понятию «цифровое искусство», проанализированы проблемы определения прав интеллектуальной собственности на результаты творчества (произведения), полученные с использованием искусственного интеллекта, расширение доступа к произведениям искусства и объектам культуры в цифровую эпоху. В работе использован междисциплинарный подход, метод анализа и синтеза, метод абстракции, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. На основе анализа автор формирует концепцию трех детерминирующих направлений, которые позволят комплексно подойти к сложным процессам сочетания творчества и технологий, реализовав их «развитие», «регулирование оборота» и «распределенную безопасность».
The relevance of digital art and digitalization of art, as a more general category, reflecting the modern technological approach to this sphere of human activity, is manifested in mainstreaming of legal regulation of various aspects of digital technologies impact on the sphere of creativity and their inclusion in the legislative agenda. The article reveals the legal features of digitalization of art at the present stage. It examines the main areas of digitalization of art and legal means to ensure their support. The broad and narrow approaches to the concept of “digital art” have been outlined. The issues of defining intellectual property rights for the results of creativity (works) produced with artificial intelligence and increasing access to works of art and cultural objects in the digital age have been analyzed. The paper applies interdisciplinary approach, methods of analysis and synthesis, abstraction as well as formal-legal and comparative-legal methods. Based on the analysis the author forms the concept of three determinative directions which enable complex processes of combination of creativity and technologies in an integrated way of “development”, “circulation” and “distributed security” of art.