В статье рассматриваются различные аспекты концепции «культурной памяти» Я. Ассмана, связанные как с проблемой определения категорий культуры, ставших первыми объектами философской рефлексии в эпоху «осевого времени», так и с вопросами современного кризиса идеологии глобализма и мультикультурализма. На примере ряда категорий архаического мифа, не утративших своей культурной и социальной актуальности в настоящее время, демонстрируется вариативность процесса генезиса философии в различных цивилизациях эпохи «осевого времени» - как тех, в которых она возникает в качестве самостоятельной формы мировоззрения, так и тех, где этот процесс останавливается на стадии высокоспекулятивного мифа. Отдельное внимание уделено культурным и социальным аспектам памяти и воспоминания о прошлом как форм духовного «сопротивления» внешним культурным влияниям и сохранения религиозной и этнической идентичности, что оказывается одинаково актуальным как в период генезиса философии, так и в современном постиндустриальном обществе времён кризиса глобалистской идеологии и философии мультикультурализма.
The paper discusses various aspects of the concept of “cultural memory” coined by Jan Assmann and related both to the problem of determining the categories of culture that became the first objects of philosophical reflection in the era of the Axial Age and to the issues of the modern crisis of the ideology of globalism and multiculturalism. Using the example of some categories of an archaic myth that have not lost their cultural and social relevance at present, the variability of the genesis of philosophy in various civilizations of the epoch of the “Axial Age” is demonstrated - both those in which it arises as an independent form of worldview and those where this process stops at the stage of a highly speculative myth. Special attention is paid to the cultural and social aspects of memory and recollection of the past as forms of spiritual “resistance” to external cultural influences and the preservation of religious and ethnic identity, which is equally relevant both during the genesis of philosophy and in modern post-industrial society during the crisis of globalist ideology and the philosophy of multiculturalism.