Развитие российского туризма в социальных и этнокультурных условиях современности

Статья посвящена рассмотрению туризма в качестве актуального социального и культурного феномена современной России, имеющего значимость для развития социально-экономической сферы и становления межэтнического и межрелигиозного равновесия в культурно-аксиологическом пространстве. Особое внимание уделяется миграционным процессам, анализируемым в соотношении с сегодняшней ситуацией в сфере индустрии туризма и гостеприимства и с перспективами ее развития. Учитывая глобальное разнообразие форм и типов миграций, акцент сделан на легальной иностранной трудовой миграции: выделены знаковые проблемы внешней трудовой миграции, прежде всего имеющие социальный и этнокультурный характер; обоснована эффективность использования потоков трудовых мигрантов в обновляющейся сфере российского туризма; подчеркивается этнокультурная специфика туризма и этнический характер миграций. Ситуация в отдельных российских регионах рассматривается сквозь призму восприятия населением трудовых мигрантов, а также в контексте оценки коренным населением неоднозначной роли зарубежных специалистов в формировании этнокультурной и гражданской идентификаций в поликультурном российском обществе. Туризм в этих условиях становится значимым экономическим и межкультурным стабилизирующим фактором, способствующим становлению толерантной обстановки и интеграции внешних мигрантов в принимающее общество. В статье предпринят анализ взаимосвязи развития внутреннего туризма в России и поступательного, регулируемого процесса зарубежной трудовой миграции. Рассмотрены особенности современной миграции, описан изменившийся характер внешней трудовой миграции, обусловленный объективными социально-экономическими факторами. Отмечена роль трудовых мигрантов в становлении общероссийской гражданской идентичности. Подчеркивается прямое соотношение роста привлекательности туристских объектов как культурных феноменов и мирной обстановки в сфере межэтнических отношений между автохтонными и аллохтонными народами многонациональной России.

Development of Russian tourism in the contemporary social and ethnocultural conditions

The author considers tourism as a relevant social-cultural phenomenon of contemporary Russia, which is important for economic development and establishing interethnic and interreligious balance in the cultural-axiological space of Russa. The author pays special attention to the migration processes in their connection with the situation in the tourism and hospitality industry and prospects for its development. Considering the global diversity of migration forms and types, the category of legal foreign labor migration is analyzed to clarify some substantial issues of external labor migration as having social and intercultural meanings. The author explains the efficiency of labor migrant flows in the renewing Russian touristic sphere; emphasizes the ethnocultural specificity of tourism and the ethnic character of migration; considers the regional situation through the host population’s perception of labor migrants and the native population’s assessment of the ambiguous role of foreign specialists in the formation of ethnic-cultural and civil identities in the multicultural Russian society. Tourism is defined as a significant economic and intercultural stabilizing factor contributing to the development of a tolerant environment and integrating external migrants into the host society. The article describes the relationship between the effective development of internal tourism and the progressive regulation of foreign labor migration. The analysis of the features of migration processes shows the changing nature of external labor migration due to objective socialeconomic factors, and the role of labor migrants in the formation of the all-Russian civil identity. The author insists on the correlation between the growing attractiveness of tourist sites and a stable and peaceful situation in the sphere of interethnic and interreligious relations, including between the autochthonous and allochthonous peoples of multinational Russia.

Authors
Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
4
Language
English
Pages
872-880
Status
Published
Volume
22
Year
2022
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
social foundations of tourism; labor migration; internal tourism in Russia; autochthonous and allochthonous peoples; tourist recreational clusters; civil and ethnic identity; социальные основания туризма; трудовая миграция; внутренний туризм в России; автохтонные и аллохтонные народы; туристские рекреационные кластеры; гражданская и этническая идентичности
Date of creation
14.07.2023
Date of change
14.07.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/93827/
Share

Other records