В статье рассматривается идеология как определенного вида социальное поле в социальном пространстве, а также представлен анализ вклада теории Пьера Бурдье в изучение идеологии. На основе работ Пьера Бурдье вводятся такие понятия, как идеологическое поле и идеологический капитал. Идеологическое поле представляет собой систему объективных социальных отношений, обеспечивающих производство и воспроизводство идеологий и их структур. В статье автор устанавливает специфические закономерности функционирования идеологического поля и идеологического капитала. Основными целями идеологического производства являются увеличение и приращение доходности, влияния и власти, а также «прибавочного значения». В соответствии с теорией Пьера Бурдье различия в социальном пространстве и социальных полях продуцируются в силу определенного распределения капитала и неравномерного соотношения его частей. Идеологическое поле, так же как и другие социальные поля, является местом конкуренции и борьбы разнонаправленных антагонистических социальных сил. Идеологическое пространство состоит из «узловых точек» и «плавающих означающих», которые пристегиваются к «узловым точкам» в зависимости от выделяемого ими «прибавочного значения». Основным стимулом развития идеологического капитала, как и экономического капитала, и других форм капитала, является стремление к самовоспроизводству, самовозрастанию и накоплению. Идеологический капитал представляет собой совокупность самовоспроизводящихся и самовозрастающих идей и убеждений, претендующих на господство в обществе. Итак, применение и развитие социальной теории Пьера Бурдье по отношению к идеологии открывает возможность анализа реальных социальных практик агентов и институций, их стратегий и интересов.
The article considers ideology as a certain kind of social field in a social space, and also presents an analysis of the contribution of Pierre Bourdieu's theory to the study of ideology. Based on the works of Pierre Bourdieu, concepts such as the ideological field and ideological capital are introduced. The ideological field is a system of objective social relations that ensure the production and reproduction of ideologies and their structures. In the article, the author establishes specific patterns of functioning of the ideological field and ideological capital. The main goals of ideological production are to increase and increment profitability, influence and power, as well as "surplus value". According to Pierre Bourdieu's theory, differences in social space and social fields are produced due to a certain distribution and uneven ratio capital. The ideological field, as well as other social fields, is a place of competition and struggle of multidirectional antagonistic social forces. The ideological space consists of "nodal points" and "floating signifiers", which are attached to "nodal points" depending on the "surplus value" allocated by them. The main incentive for the development of ideological capital, as well as economic capital and other forms of capital, is the desire for self-reproduction, self-growth and accumulation. Ideological capital is a set of self-reproducing and self-growing ideas and beliefs that claim to dominate society. So, the application and development of Pierre Bourdieu's social theory in relation to ideology opens up the possibility of analyzing the real social practices of agents and institutions, their strategies and interests.