Русское анималистическое искусство XVIII – XIX веков в контексте европейских школ. Истоки и характер развития

В статье раскрывается картина развития русского анималистического искусства XVIII-XIX веков. Целью исследования явился обзор этих двух исторических периодов, которые определили типические особенности раннего и зрелого периодов развития анималистического искусства в России – время рождения и развития жанра. По мнению автора статьи, вопросы жанра являются важными и разговор о нем необходим для того, чтобы определить анималистический образ во всей его природной характерности. Кроме того, отмечается, что исследователи в недостаточной мере характеризуют этап ранней анималистики, берущей начало в XVIII столетии. Тем не менее, он продемонстрировал всю любовь художников к натуралистическому восприятию природного мира и стремление к его достоверному отображению. Эта тенденция, свойственная западноевропейскому искусству, весьма ярко проявилась в произведениях русского анималистического искусства. На фоне европейской анималистики XVII-XVIII веков настоящим новшеством выглядел русский «Кунсткамерный» рисунок и организация класса «зверей и птиц» в Академии художеств. Эти два фактора способствовали сложению полноценного анималистического образа. Отмечается, что в русской школе и не только анималистической, в основе обучения лежал главный принцип подражания природе, что в конечном итоге привело к формированию жанра с его комплексом отличительных черт. Эти отличительные черты будут наблюдаться в анималистическом искусстве XIX века по большей мере в лице иппических изображений. Тем не менее, в статье делается попытка соединить два, казалось бы несколько разрозненных исторических периода – XVIII и XIX век, которые продемонстрировали разные образы, подходы к ним (звериные натуралии XVIII века и лошадиные персонажи XIX века). Авторы склонны говорить о русской анималистике XIX века, как наиболее изученной. В заключении отмечается значимость анималистического искусства двух периодов как исторически обусловленного культурного феномена во взаимосвязи жанров изобразительного искусства и тенденций времени. Историко-художественный метод позволил обозначить взаимосвязь двух эпох, в которых анималистика проявила себя заметным образом. Ее самобытность состояла в том, что она объединила две разноплановые эпохи в одно национальное целое.

Russian Animalier Art in the XVIII- XIX Centuries in the Context of European Schools: The Origins and Nature of Development

The article reveals a picture of the development of Russian Animalier Art in the XVIII - XIX centuries. These two historical periods determined the character of the early and mature animalier art development. Early animalier art, originating in the XVIII century, demonstrated its naturalist qualities, the artists' aspiration to evaluate the external aspects of the nature. This trend, also characteristic of Western European art, was very clearly manifested in the works of Russian animalistic studies. A "Kunstkammer drawing" and establishment of the Animalistic class ("class of "Animals and Birds") in the Academy of Arts contributed to the creation of a full-fledged animalistic image. It is noted that the main principle of imitation of nature followed by artists, was the basis of academic art, which ultimately led to the genre formation in all its distinctive features complex. The character of the animalier art development in the XIX century was dictated by the characteristics of hippique images. Then the masters focused their attention on the image of the horse in different fine arts. The article describes the animalistic image in the context of European art with its enthusiasm for romantic pictures of animal life. In conclusion, the importance of animalier art as a historically conditioned cultural phenomenon in the interrelationship of genres of fine arts and trends of time is noted.

Authors
Publisher
ACCB Publishing
Number of issue
1
Language
English
Pages
50-65
Status
Published
Department
Инженерная академия, департамент архитектуры
Number
1
Volume
9
Year
2021
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
animalier art; animal world; art forms; custom work; drawings-illustrations; foreshortening; natural environment; poses
Share

Other records