КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ЦИФРОВОМ СЕГМЕНТЕ ПО РЕГИОНАМ МИРА

Поскольку внешняя торговля под влиянием цифровизации приобретает новые характеристики, а ее развитие сформировало в мире новое распределение регионов, цель статьи состоит в поиске специфических черт и зарождающихся тенденций международной торговли в новом цифровом сегменте, а также выявлении лидеров (стран и регионов), факторов их успеха. Цифровой сегмент внешней торговли в контексте статьи представлен торговлей ИКТ-товарами и ИКТ-услугами. Использована методика структурного и сравнительного анализа внешней торговли. Исходной базой исследования явились данные международной статистической отчетности ЮНКТАД с 2000 г. по 2019 г. Выдвинута гипотеза о наличии различных этапов развития внешней торговли в цифровом сегменте и смене в них регионов-лидеров. Научный вклад состоит в выявлении трех волн в развитии внешней торговли в цифровом сегменте с отличающимися характеристиками: так, в третьей волне темп роста цифрового товарооборота сохранился, но его доля в общем мировом товарообороте снизилась по сравнению с первой волной. Выявлено преобладание доли цифрового сегмента над долей товарной торговли в совокупности стран, входящих в один регион: выявлено лидерство АТР и сдвиг США с первого места в первой волне на пятое, Китай в третьей волне вышел на первое место с долей цифрового экспорта в общем экспорте страны 27,1 %, его увеличением за 20 лет в 15,9 раза, экспортной специализацией на ИКТ-оборудовании. Россия, специализируясь на экспорте ИКТ-услуг, входит лишь в пятую десятку стран в этом сегменте, при этом выявлено отрицательное внешнеторговое сальдо. Выводы будут полезны специалистам в области разработки стратегии развития внешней цифровой торговли России. Дальнейший научный поиск должен быть сосредоточен на обосновании эффективных путей недопущения отставания национальных экономик, включая Россию, от лидеров в цифровом сегменте внешней торговли.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN TRADE DEVELOPMENT IN THE DIGITAL SEGMENT BY WORLD REGIONS

Foreign trade, affected by digitalisation, acquired new features, while its development led to a new redistribution of world regions. The present article aims to reveal specific features and emerging trends in the digital segment of foreign trade and identify leading regions and success factors. In this case, the digital segment includes ICT-equipment and ICT-services trade. UNCTAD statistics for 2000-2019 were examined using the methodology of foreign trade structural and comparative analysis. We hypothesise that there are different development stages in the digital segment of foreign trade characterised by changes of leading regions. In particular, three waves in the development of the digital segment of foreign trade, corresponding to different characteristics, were identified. In the third wave, the growth rate of digital turnover remained the same but its share in the total global turnover decreased. It was revealed that the share of the digital segment is higher than the share of merchandise trade in the countries of one region. Asia-Pacific Region replaced the USA (that moved from the 1st place in the first wave to the 5th position) as the leading region. China, specialising in the export of ICT-equipment, came out on top with the 27.1 % share of digital exports in the country’s total exports, increasing by 15.9 times in 20 years. Russia, whose specialisation is the export of ICT-services, is closer to the end of the top 50 ranking of countries in this segment; its negative foreign trade balance was also revealed. The obtained findings can be useful for specialists developing the foreign digital trade strategy of Russia. In order to increase the potential of national economies, including Russia, in the digital segment of foreign trade, further research should focus on ways to prevent their lagging behind the leaders.

Authors
Shkvarya L.V. 1, 2 , Frolova E.D.3
Publisher
Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
479-493
Status
Published
Volume
18
Year
2022
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 2 Plekhanov Russian University of Economics
  • 3 Ural Federal University
Keywords
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ; СТОИМОСТНОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКСПОРТ; ЭКСПОРТ ИКТ-УСЛУГ; СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ; РЕГИОНЫ МИРА; ЦИФРОВАЯ ТОРГОВЛЯ; ЦИФРОВОЙ СЕГМЕНТ; ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА; КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ; INTERNATIONAL TRADE; VALUE DIGITAL EXPORT; ICT-SERVICES EXPORT; FOREIGN TRADE STRUCTURE; WORLD REGIONS; DIGITAL TRADE; DIGITAL SEGMENT; DIGITAL ECONOMY; COMPARATIVE ANALYSIS
Share

Other records

Кувшинов Алексей Владимирович
2017. 264 p.