В настоящее время преобладающая масса теорий (т.н. «mainstream»), применяемых в современной российской практике экономики и управления, носит преимущественно заимствованный характер с импортом институтов, имеющих в своей первооснове зарубежное «нафталиновое» происхождение, и не соответствует российским хозяйственным реалиям и актуальным задачам. Такая ситуация изначально обусловлена грубыми «просчетами» псевдореформаторов, прорвавшихся к экономическому штурвалу России начала 90-х годов ХХ века, избравших «шоковую терапию» в качестве принципа реализации реформирования по Саксу-Ослунду. Это в итоге позволяет сегодня об экономике России сказать двумя словами - «не процветает». Национальный менталитет представляется важнейшим фактором, гарантирующим самоидентичность как фундамент культурно-цивилизационной безопасности государства, и, одновременно влияющим на формы, функцию и структуру управления. Между культурой и экономикой, управлением и менталитетом доказана глубокая сущностная взаимосвязь: генетическая, культурно-цивилизационная и институционально-эволюционная. Национальный менталитет есть код, детерминирующий социальное поведение нации и отдельного человека, являясь неотъемлемым элементом системы управления. Через него как через призму преломляются, казалось бы, основополагающие и незыблемые в других сообществах теоретические принципы и методологические концепции кооперации, организации, планирования, контроля, регулирования совместной деятельности людей. Западная цивилизация, являющаяся в своей основе эндогенной, войдя в индустриальный период развития, породила такую управленческую науку, которая низводит человека до положения винтика в огромном корпоративном механизме, лишая его всех его основных человеческих качеств, т.е. обезличивая. Требование следовать корпоративному регламенту и должностным инструкциям, оценка результативности по набору стандартных показателей лишает человека ментальной специфики, души, инициативы, а затем и желания творить. Западная цивилизация называет образцом эффективного менеджера Генри Форда, менеджера, который не переставал сетовать на то, что ему приходится платить жалование «целому» рабочему тогда, когда ему нужна всего-то пара рабочих рук. Русский мир как часть православной цивилизации органически не приемлет раболепие, рабство и его частный случай - низведение человека до уровня винтика. Стоит просто отметить, что в России никогда за всю её историю не было рабства как определяющего социально-экономического явления, в отличие от Западной цивилизации, становление которой во многом определялось рабовладением в течение многих веков. Да, в России существовало крепостное право, которое было отменено в 1861 году. Но парадоксальность ситуации состоит в том, что отмены крепостного права в первую очередь хотели помещики, а не крепостные. В основной массе между помещиками и их крепостными складывались, выражаясь современным языком, гармоничные отношения распоряжения-исполнения. В действующую Конституцию РФ по предложению Президента В.В. Путина и была внесена в качестве основной поправки цементирующая роль коренного - русского - народа как государственной скрепы России. Ибо невозможно представить ситуацию, при которой русский народ (как стержень российского) вдруг откажется от неразделимой с ним системы управления, которая во многом и сделала его этим самым народом. Формирование современной Концепции российской теории управления и стратегирования, когда Россия сосредотачивается на автономном развитии, должно исходить из целостного учета особенностей русской нации как объединяющей субстанции, её ментальности и применения адаптированного лучшего мирового опыта управления. При этом в качестве ориентира необходимо обозначить философию хозяйства и форм успешных реализаторов масштабных преобразований мира (П.А. Столыпин, Л. Эрхард, Дэн Сяопин, Ли Куан Ю), задействовавших эффективный набор движущих сил реформ: единство целевых интересов государства, общества и предпринимательства.
Currently, the predominant mass of theories (the so-called "mainstream") used in modern Russian practice of economics and management is mainly borrowed with the import of institutions that have a foreign "naphthalene" origin in their primary basis, and does not correspond to Russian economic realities and current tasks. This situation was initially caused by the gross " miscalculations "of pseudo-reformers who broke through to the economic helm of Russia in the early 90s of the twentieth century, who chose" shock therapy " as the principle of implementing the Sachs-Oslund reform. As a result, this allows us to say two words about the Russian economy today - "it is not flourishing". The national mentality is the most important factor that guarantees self-identity as the foundation of the civilizational and cultural security of the government, and at the same time affects the forms, function and structure of governance. There is a deep essential relationship between culture and economy, management and mentality: genetic, cultural-civilizational and institutional-evolutionary. The national mentality is a code that determines the social behavior of a nation and an individual, being an integral element of the management system. Through it, as through a prism, the seemingly fundamental and unshakable theoretical principles and methodological concepts of cooperation, organization, planning, control, regulation of people's joint activities are refracted. Western civilization, which is basically endogenous, having entered the industrial period of development, gave rise to such a management science that reduces a person to the position of a cog in a huge corporate mechanism, depriving him of all his basic human qualities, i.e., depersonalizing. The requirement to follow the corporate regulations and job descriptions, the evaluation of performance by a set of standard indicators deprives a person of mental specificity, soul, initiative, and then the desire to create. Western civilization calls Henry Ford an example of an effective manager, a manager who never stopped complaining that he had to pay the salary of a" whole " worker when he needed only a couple of working hands. The Russian world as a part of the Orthodox civilization organically does not accept servility, slavery and its special case - the reduction of a person to the level of a cog. It is worth simply noting that in Russia there has never been slavery as a defining socio-economic phenomenon in its entire history, unlike Western civilization, the formation of which was largely determined by slavery for many centuries. Yes, there was serfdom in Russia, which was abolished in 1861. But the paradox of the situation is that the landowners, not the serfs, became the first who had wanted to abolish serfdom. In the main mass, harmonious relations of order and execution were formed between landowners and serfs. The current version of the Russian Constitution, after the suggestion of President Vladimir Putin, amended, as the main adjustment, the consolidating role of the indigenous Russian folk as the state bond of Russia. For it is impossible to imagine a situation in which the Russian people (as the core of the Russian) will suddenly abandon the inseparable management system with it, which in many ways made it this very people. The formation of a modern Concept of the Russian theory of management and strategizing, when Russia focuses on autonomous development, should proceed from a holistic account of the characteristics of the Russian nation as a unifying substance, its mentality and the application of the best adjusted experience of the international management. At the same time, it is necessary to designate the philosophy of economy and the forms of successful implementers of large-scale transformations of the world as a reference point (P. A. Stolypin, L. Erhard, Deng Xiaoping, Lee Kuan Yew), who used an effective set of driving forces of reforms: the unity of the targeted interests of the state, society and entrepreneurship.