Введение. С 2019 г. в России введён институт самозанятости, проводится эксперимент по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход, под которым понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. При этом всё чаще используемый термин «самозанятость» в законах не расшифровывается, отсутствует критерий чёткого определения видов деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. В настоящее время можно заметить большую заинтересованность налогового законодательства указанной дефиницией прежде всего с точки зрения легализации приносящей доход деятельности физических лиц, не поставленных на соответствующий учёт в налоговых органах и не уплачивающих налоги по данному основанию. Цель. Цель настоящей статьи состоит в обобщении, анализе нормативно-правовых норм различного уровня, посвящённых самозанятым, для разработки механизмов правового регулирования данного института. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивалось на основе использования общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, метода научного анализа. Результаты. Проведённый анализ действующей нормативно-правовой базы позволяет отнести самозанятость к особой форме предпринимательской деятельности. При этом облагаемые соответствующим налогом доходы требуют определения чёткого критерия отнесения к видам деятельности, которую могут осуществлять указанные лица. На основе проведённого анализа подготовлены рекомендации по совершенствованию института самозанятости. Заключение. Совокупность действующих правовых норм позволяет отнести к особенностям статуса самозанятых прежде всего отсутствие государственной регистрации, самостоятельность осуществления деятельности за рамками наёмного труда, уведомительный порядок. Недостаточность правовых норм, прежде всего гражданского законодательства, требует дальнейшей разработки договорной базы самозанятости как особой формы предпринимательской деятельности. Становится очевидной необходимость принятия федерального закона о самозанятых, позволяющего провести чёткое правовое регулирование данного института.
Introduction. Since 2019, the institute of self-employment has been introduced in Russia, an experiment is being conducted to establish a special tax regime in the form of a tax on professional income, which means the income of individuals from activities in which they do not have an employer and do not attract employees under labor contracts, as well as income from the use of property. At the same time, the increasingly used term "self-employment" is not deciphered in the laws, there is no criterion for a clear definition of the activities that these persons can carry out. Currently, one can notice a great interest in tax legislation by this definition, primarily in terms of legalizing the income-generating activities of individuals who are not registered with the tax authorities and do not pay taxes on this basis. Purpose. The purpose of this article is to summarize, analysis the regulatory norms of various levels devoted to the self-employed in order to develop mechanisms for the legal regulation of this institution. Methodology. The achievement of the goal was ensured on the basis of the use of general scientific and private scientific methods of research: dialectical, formal-logical, systemic-structural, comparative-legal, technical-legal, method of scientific analysis. Results. An analysis of the current regulatory framework makes it possible to attribute self-employment to a special form of entrepreneurial activity. At the same time, taxable income requires the definition of a clear criterion for attribution to the types of activities that these persons can carry out. Based on the analysis, recommendations were made to improve the institution of self-employment. Conclusion. The totality of existing legal norms allows us to attribute to the peculiarities of the status of self-employed, first of all, the lack of state registration, the independence of activities outside the framework of hired labor, and the notification procedure. The inadequacy of legal norms, especially civil legislation, requires the further development of a contractual basis for self-employment as a special form of entrepreneurial activity. The need to adopt a federal law on self-employed, allowing for a clear legal regulation of this institution, is becoming apparent.