ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКВАТРЕНИНГОМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Цель исследования - оценить влияние занятий акватренингом на адаптивные свойства организма студентов, состояние мозгового кровообращения и параметры компонентного состава тела. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 40 студенток, средний возраст 17 ± 0,45 года. Для оценки мозгового кровообращения во фронто-мастоидальном отведении использовали реоанализатор «Мицар-РЕО». Морфологию построения тотальной типологии и функциональной изменчивости лабильных компонентов состава тела обследуемых студенток изучали путем измерения массы тела и определения морфологических параметров с использованием профессиональных весов-анализаторов Tanita BC-418MA. Результаты. В ходе исследования установлены особенности реакции мозговой гемодинамики и компонентных показателей тела у студенток в динамике учебного процесса при занятиях акватренингом. Определена степень выраженности изменений сосудистого тонуса, свидетельствующего об уровне кровоснабжения головного мозга. Показано постепенное улучшение кровотока и пульсового кровенаполнения в сосудах каротидного бассейна головного мозга, улучшение мозгового кровообращения, снижение тонуса сосудов головного мозга, повышение их эластичности, венозного оттока у студенток в течение девяти месяцев занятий аквааэробикой. Выявлены особенности компонентного состава тела студенток, имеющих различные режимы мышечных нагрузок. Установлено отсутствие выраженных изменений содержания общей воды тела по сравнению с физиологической нормой. Наибольшие значения основного обмена отмечаются у студенток при занятиях аквааэробикой. В основной группе к концу исследования установлено снижение жировой массы тела и увеличение безжировой. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили выявить особенности мозговой гемодинамики и компонентного состава тела у обучающихся в динамике учебного года и показать высокую эффективность занятий акватренингом как компонентом дополнительной физической активности в аспекте повышения адаптивных возможностей организма в условиях повышенных эмоциональных перегрузок, возникающих в процессе обучения. Эффекты аэробного акватренинга рассматриваются в качестве адаптивного ресурса, который опосредованно влияет на достижение оптимального баланса между показателями компонентного состава тела и параметрами мозговой гемодинамики у обучающихся, что является физиологической основой для эффективной умственной и физической деятельности.

Aim. The paper aims to identify the effect of water training on adaptive potential, cerebral circulation, and body composition. Materials and methods. The study involved 40 female students (mean age 17 ± 0.45 years). The Mitsar-REO analyzer was used for measuring cerebral circulation in the frontal mastoid area. The typology and functional variability of body composition were studied by measuring body weight and morphological parameters with the Tanita BC-418MA body composition analyzer. Results. During the study, the features of cerebral hemodynamics and body composition were established in female students involved in water training. The degree of changes in vascular tone was identified, which indicated the level of cerebral blood supply. A gradual improvement of carotid blood flow, blood filling, cerebral circulation, cerebral tone, vscular elasticity and venous outflow was found in female students of the main group during nine months of water training. Statistically significant differences were found between body composition of female students with different levels of physical activity. In the main group, there were no significant changes in body water compared to the physiological norm. In the control group, at the end of the academic year, a decrease in the level of body water was found. The largest values of the basal metabolism were found in students of the main group. In the main group, by the end of the study, there was a decrease in body fat mass and an increase in fat-free mass. Conclusion. The results of the study allowed to identify the features of cerebral hemodynamics and body composition in female students during the academic year and showed the usefulness of water training as additional physical activity in terms of increasing the adaptive potential of university students experiencing emotional overload. The effects of water training are considered as an adaptive resource that contributes to the achievement of optimal balance between body composition and cerebral hemodynamics, which is the physiological basis of mental and physical activity.

Authors
Павлова В.И.1 , Гизингер О.А. 2 , Семченко А.А.1 , Мамылина Н.В.1 , Сарайкин Д.А.1
Publisher
SOUTH URAL STATE UNIV, SCIENTIFIC RESEARCH DEPT
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
64-72
Status
Published
Volume
21
Year
2021
Organizations
  • 1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
water training; cerebral hemodynamics; body composition; акватренинг; аквааэробика; мозговая гемодинамика; компонентный состав тела
Share

Other records

Вахитова И.И., Миченко А.В., Титов К.С., Бражников А.Ю., Романов Д.В.
Фарматека. Общество с ограниченной ответственностью "Бионика Медиа". Vol. 28. 2021. P. 94-100
Куликовская Г.А., Гукасян Г.Л., Ягодка Н.Н.
Voprosy Istorii. Общество с ограниченной ответственностью "Журнал "Вопросы истории". 2021. P. 165-174