Вопрос о смысле жизни, смысле индивидуального человеческого существования является одним из центральных в судьбе каждой личности. Тот ответ, который дает себе каждый из нас, вносит глубочайший вклад в наше самоопределение и фундаментально формирует наше поведение, систему ценностей, представление о том, что является счастьем. В историческом масштабе, принимая некоторые опущения, можно проследить смену парадигм в отношении подхода к смыслу жизни. Философия Античности во многом ставит человека посреди огромного метафизического космоса, в котором он должен не затеряться и найти свой путь. Большинство античных философских школ признает высшим благом мудрость, и это справедливо даже для традиционно считающихся гедонистическими направлений. В схоластическом Средневековье наблюдается переход к теоцентризму и служению единому авраамическому Богу (если рассматривать Европу и Переднюю Азию). Теперь сущность земного бытия заключается в подготовке к следующему этапу своего существования - жизни загробной. В эпохи Возрождения и, особенно, Просвещения возрастает скепсис в отношении догматизма церковного учения. Это приводит к тому, что земная жизнь и способы её прожить вновь оказываются на «повестке дня». Выраженный теоцентризм уступает место сначала умеренному, а ближе к ХХ в. и довольно «воинствующему» антропоцентризму. Усиливающаяся секуляризация, в первую очередь, из-за ослабления влияния церкви, значительные социально-экономические изменения в европейском обществе в конце XIX, а главное - в начале ХХ в., предопределили дальнейшее усиление антропоцентризма и распространение атеизма. На этом фоне зарождается одно из основных философских течений ХХ в. - экзистенциализм. Сама сущность экзистенциализма заключается в поиске смысла жизни в кардинально изменившейся метафизически среде. Отказ от перспектив загробной жизни в некотором смысле ставил в тупик мыслителей этого периода, на фоне чего все чаще звучали идеи об отсутствии смысла жизни, как такового. Экспоненциальный рост населения, глобальная урбанизация и технический прогресс в благоприятной среде экзистенциализма катализировали популяризацию в наше время «морали успеха».
The question of the meaning of life, the meaning of individual human existence is one of the central issues in the fate of every person. The answer that each of us gives ourselves makes the deepest contribution to our self-determination and fundamentally shapes our behaviour, the system of values, the idea of what is happiness. On a historical scale, accepting some omissions, one can trace a paradigm shift in relation to the approach to the meaning of life. The philosophy of Antiquity in many ways places a person in the middle of a huge metaphysical cosmos, in which he must not get lost and find his way. Most of the ancient philosophical schools recognize wisdom as the highest good, and this is true even for traditionally considered hedonistic schools. In the scholastic Middle Ages, there is a shift to theocentrism and service to a single Abrahamic God (if we consider Europe and Western Asia). Now the essence of earthly existence is to prepare for the next stage of existence - life beyond the grave. During the Renaissance and, especially, the Enlightenment, scepticism grows regarding the dogmatism of church teaching. This leads to the fact that earthly life and the way to live it appear on the “agenda” again. Pronounced theocentrism is giving way at first, to a moderate anthropocentrism but closer to the XX century to rather "militant" anthropocentrism. The growing secularization, primarily due to the weakening of the church influence, significant socio-economic changes in European society at the end of the XIX, and most importantly - at the beginning of the XX century, predetermined the further strengthening of anthropocentrism and the spread of atheism. Against this background, one of the main philosophical trends of the twentieth century is born - existentialism. The very essence of existentialism lies in the search for the meaning of life in a radically changed metaphysically environment. The rejection of the prospects of the afterlife, in a manner, puzzled the philosophers of this period. Against this background, the ideas about the absence of the meaning of life at all spread significantly. Exponential population growth, global urbanization and technical progress in a favourable environment of existentialism have catalysed the popularization of the «morality of success» nowadays.