Система послевузовского профессионального образования в КНР: механизмы управления и процесс обучения

Мощный экономический рост Китая обусловлен комплексом правительственных инициатив, среди которых приоритетными являются проекты реформирования системы высшего образования. Начиная с 1980-х гг. особое внимание государство уделяет подготовке научных кадров. Благодаря дальновидному государственному планированию и мощному бюджетному финансированию в Китае практически с нуля создана конкурентоспособная национальная система послевузовского профессионального образования. В итоге, если в 1978 г. было подготовлено только 9 postgraduates students, то в 1985 г. - уже 17 004, в 1998 г. - 47 077, а в 2018 г. - 604 368. Количество присвоенных докторских степеней только с 2005 по 2018 г . выросло более чем в два раза: с 27 677 до 60 700.Немаловажным при формировании системы послевузовского обучения является своевременное издание государственных нормативных актов, регулирующих это направление образовательной деятельности, правильно выстроенный механизм управления работой аспирантуры и жесткая система контроля образовательного процесса на всех этапах обучения магистрантов и докторантов. Поэтому в данной статье уделено внимание организации процесса обучения в аспирантурах, открытых в китайских университетах и научных институтах, а также механизму управления национальной системой подготовки научных кадров. Кроме того, на основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано как изменились за последние десять лет количество университетов и научных организаций, в которых происходит подготовка магистрантов и докторантов, численность обучающихся, прием и выпуск специалистов.

China’s strong economic growth is undoubtedly due to a set of government initiatives, among which the priority projects are the reform of the higher education system. Since the 80s of the last century, the state has paid special attention to the training of scientific personnel. Thanks to far-sighted state planning and strong budget financing, China has created a competitive national system of postgraduate professional education almost from scratch. As a result, if only 9 postgraduate students were trained in 1978, then in 1985 - already 17004, in 1998 - 47077, and in 2018 - 604368. The number of doctorates degrees awarded from 2005 to 2018 more than doubled: from 27,677 to 60,700.The important factors in the formation of the system of postgraduate education is the promulgation of national laws and regulations governing this area of educational activity, a well-built mechanism for managing the work of postgraduate studies and a strict system to control all stages of the educational process for masters and doctoral students. Therefore, this article focuses on the organization of the learning process in Chinese universities and academic institutes, as well as the management mechanism of the national system of training scientific personnel.In addition, according to the data of China's Ministry of education, official statistical information, publications that are publicly available on the Chinese Internet, as well as scientific articles published in major publications around the world, it is shown how the number of universities and academic institutions that train masters and doctoral students, as well as the number of students, admission and graduation of specialists have changed over the past ten years.

Authors
Донецкая С.С.1 , Ван Бин 2
Publisher
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
147-168
Status
Published
Volume
21
Year
2021
Organizations
  • 1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
postgraduate professional education in China; the process of postgraduate education; management of postgraduate professional education; government of China; послевузовское профессиональное образование в КНР; процесс обучения в аспирантуре; управление послевузовским профессиональным образованием; правительство Китая
Share

Other records

Анфалова А.Ю., Есембекова А.У.
Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий. Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос". 2021. P. 903-907