ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных исследователей к изучению особенностей общения людей различных национальностей, этнических групп, культур. Представлены распространенные определения понятий: «коммуникация», «культура», «межкультурная коммуникация». Межкультурная коммуникация является одним из востребованных видов социального взаимодействия и играет важную роль в современной общественной ситуации. Межкультурная коммуникация традиционно понимается как изучение и практика коммуникации в различных культурных контекстах. Эффективная межкультурная коммуникация строится на признании и уважении культурных различий, направлена на достижение взаимной адаптации. Анализ современных отечественных теоретических работ по межкультурной коммуникации показал, что большинство теоретических подходов к межкультурной коммуникации основываются на изучении идентичности участников общения, особенностей адаптации, результатов взаимодействия. Также присутствуют интегральные теории и изучается непосредственный процесс развития межкультурной коммуникации. Отмечается важность изучения межкультурной коммуникативной компетентности. Под межкультурной компетентностью понимается набор моделей поведения, ценностей и стратегий, которые могут быть разработаны на индивидуальном уровне или на уровне организации. На индивидуальном уровне культурная компетентность требует трех ключевых понятий: «культурная осведомленность», «культурные знания» и «межкультурные навыки». Разработка проблемы эффективности межкультурной коммуникации позволила исследователям определить успешность межкультурного взаимодействия через высокую точность понимания собеседниками друг друга, а также через возможность определить причины поведения или высказывания партнера по общению. Актуальность изучения межкультурной коммуникации возрастает в связи с повышением количества иностранных работников в крупных компаниях. В условиях глобализации крупные компании и университеты все чаще приглашают на работу квалифицированных специалистов и студентов из других стран. Поиск грамотных специалистов, способных адаптироваться к другой культурной среде и при этом успешно применять свои навыки, повышающие успех компании на международном уровне, является весьма актуальной задачей. Обращается особое внимание на важность культурных особенностей, которые в некоторых ситуациях могут иметь решающее значение для достижения успеха в формате международного сотрудничества. Отмечено, что отсутствие знаний о межкультурной коммуникации в деловых отношениях может оскорбить потенциальных или текущих клиентов, оттолкнуть сотрудников, работающих в других местах по всему миру, и негативно отразиться на результатах деятельности компании. В статье приводится ряд практических рекомендаций, которые практики и исследователи межкультурной коммуникации предлагают внедрять в процесс организации работы или учебы с целью повышения эффективности межкультурной коммуникации и облегчения адаптации людей различных культур друг к другу. В числе предложенных рекомендаций особое место занимают действия, связанные с повышением осведомленности сотрудников и студентов о культурной специфике их коллег, обучение навыкам эффективного слушания, работе с установками руководителей и преподавателей при организации совместной работы студентов или сотрудников, принадлежащих к различным культурам.

APPROACHES TO THE STUDY OF THE PROBLEM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

The article examines the approaches of foreign and domestic researchers to the study of the peculiarities of communication between people of different nationalities, ethnic groups, and cultures. Common definitions of the following concepts are presented: communication, culture, and cross-cultural communication. Cross-cultural communication is one of the most popular types of social interaction and plays an important role in the modern social situation. Cross-cultural communication is traditionally understood as the study and practice of communication in various cultural contexts. Effective intercultural communication is based on the recognition and respect of cultural differences, aimed at achieving mutual adaptation. The analysis of modern Russian theoretical works on intercultural communication has shown that most theoretical approaches to intercultural communication are based on the study of the identity of the participants of communication, the features of adaptation, and the results of interaction. There are also integral theories and the direct process of the development of intercultural communication is studied. The importance of studying cross-cultural communicative competence is noted. Cross-cultural competence refers to a set of behaviors, values, and strategies that can be developed at the individual level or at the organization level. At the individual level, cultural competence requires three key concepts: cultural awareness, cultural knowledge, and cross-cultural skills. The development of the problem of the effectiveness of cross-cultural communication allowed the researchers to determine the success of cross-cultural interaction through the high accuracy of the understanding of the interlocutors of each other, as well as through the ability to determine the reasons for the behavior or statements of the communication partner. The relevance of the study of cross-cultural communication increases due to the increase in the number of foreign employees in large companies. In the context of globalization, large companies and universities are increasingly inviting qualified specialists and students from other countries to work. Finding competent professionals who are able to adapt to a different cultural environment and at the same time successfully apply their skills that increase the company's success at the international level is a very urgent task. Special attention is paid to the importance of cultural characteristics, which in some situations can be crucial for achieving success in the format of international cooperation. It is noted that the lack of knowledge about cross-cultural communication in business relationships can offend potential or current customers, alienate employees working in other places around the world, and negatively affect the company's performance. The article provides a number of practical recommendations that practitioners and researchers of intercultural communication propose to implement in the process of organizing work or study in order to improve the effectiveness of intercultural communication and facilitate the adaptation of people of different cultures to each other. Among the proposed recommendations, a special place is occupied by actions related to raising awareness of employees and students about the cultural specifics of their colleagues, training in effective listening skills, working with the attitudes of managers and teachers when organizing joint work of students or employees belonging to different cultures.

Publisher
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Language
Russian
Pages
265-275
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia
Keywords
intercultural communication; culture; work activities; learning; students; межкультурная коммуникация; культура; трудовая деятельность; обучение; студенты
Share

Other records