Статья посвящена проблеме выявления эстетико-культурной позиции современной российской журналистики. Актуальность темы исследования обусловлена высокой степенью значимости СМИ в формировании культурно-эстетических представлений социума, и в особенности такой его части, как молодое поколение. Проблема культурного влияния журналистики и современных СМИ на массовое сознание является актуальной не только в российской, но и в зарубежной научной среде. В статье представленыданные эмпирического исследования, проведенного авторами на основе журналистских материалов в центральных изданиях России. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя группу общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также группу специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования, методы статистического анализа. В ходе проведенного исследования авторами было проанализировано 50 статей в десяти центральных печатных СМИ. Анализ проведен на основании трех критериев оценки культурно-эстетической позиции журналистов. Для верификации результатов исследования была использована специальная программа статистического анализа, позволяющая обобщить полученные результаты по принципу «средний балл». В результате проведенного исследования были получены данные, на основании которых авторы пришли к выводу о том, что в современной российской журналистике культурно-эстетическая позиция находится на среднем уровне. В большинстве печатных материалов, опубликованных в центральных изданиях, отсутствует культурно-эстетическая направленность, используется довольно примитивная лексика, а также преобладает развлекательный компонент. В итоге авторы статьи вынуждены констатировать, что в современной российской журналистике манипулятивные стратегии преобладают над культурно-эстетической позицией.
The article is devoted to the problem of identifying the aesthetic and cultural position in modern Russian journalism. The research topic relevance is due to the high degree of importance of the media in the formation of cultural and aesthetic ideas in society, and especially of such a part of it as the younger generation. The problem of the cultural influence of journalism and modern media on the mass consciousness is relevant not only in Russia, but also in the foreign scientific community. The article presents the data of an empirical study, conducted by the authors on the basis of journalistic materials in the central publications of Russia. The research methodology is based on a systematic approach and includes a group of general scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction), as well as a group of special methods: content analysis of scientific literature on the research topic, methods of statistical analysis. In the course of the study, the authors analyzed 50 articles in ten central print media. The analysis was carried out on the basis of three criteria for assessing the cultural and aesthetic position of journalists. To verify the results of the study, a special program of statistical analysis was used, which allows to generalize the results obtained according to the principle of «average score». As a result of the study, data were obtained, on the basis of which the authors came to the conclusion that in modern Russian journalism the cultural and aesthetic position is at an average level. Most of the printed materials published in central publications lack a cultural and aesthetic orientation, use a rather primitive vocabulary, and also an entertainment component prevails. As a result, the authorsof the article are forced to state that in modern Russian journalism, manipulative strategies prevail over the cultural and aesthetic position.