В настоящее время изменились ориентиры отечественной системы образования. Знания, умения и навыки заменены компетентностями, т. е. способностью делать какую-либо работу эффективно, с наименьшими затратами. На первый план вышел практико-ориентированный подход, требующий изменения методов и технологий обучения. Поэтому активные и интерактивные формы обучения стали занимать в образовательном процессе значительное место. При такой организации учебного процесса важную роль играют личностные особенности студентов, пластичность и гибкость психических образований. В процессе общения часто используется метод импровизации, поэтому такая черта личности, как ригидность, способна значительно затруднить общение. В исследовании использованы методы анкетирования личностных характеристик студентов, анализ научно-исследовательской литературы по теме исследования. Для снижения уровня ригидности были использованы упражнения для речевой подготовки, развивающие красивую речь и внятную дикцию. Оценка ригидности у студентов проводилась до и после проведения занятий «Технологии эффективного взаимодействия», включающего 36 часов аудиторной работы. Проведенное исследование показало, что использование в педагогическом процессе упражнений для речевой подготовки значительно снижает уровень ригидности у студентов: количество студентов, имеющих высокий уровень ригидности, снизилось на 19 %, на 6 % уменьшилась группа студентов, имеющих средний уровень ригидности, и группа с низким уровнем ригидности выросла на 25 %. Произошедшие изменения в личностных характеристиках молодых людей дадут им возможность более эффективно менять программу своих действий, приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
To date, the guiding values of the domestic educational system have been changed. Knowledge and skills have been substituted with competences i.e., the ability to perform any work in an efficient and the cheapest manner. A practice-oriented approach has come to the forefront, requiring changes in teaching methods and technology. Therefore, active and interactive forms of education have taken a significant place in the educational process. By organising the learning process in this way, personal features of students, plasticity and flexibility of mental formations play an important role. In the course of intercommunication, the improvisation method is often employed, therefore such a personal trait as rigidity can badly hamper intercommunication. The methods embraced under the study were as follows: questionnaires to discover student personality characteristics, the analysis of scientific and research publications on the subject topic. To alleviate rigidity, speech exercises to develop speech skills and enunciation were used. The students' rigidity was assessed prior to and following the Effective Engagement Techniques class, which included 36 hours of classroom work. The study demonstrated that the use of speech training exercises in the teaching process significantly reduced the level of rigidity in students: the number of students with high levels of rigidity decreased by 19 %, the group of students with medium levels of rigidity decreased by 6 %, and the group with low levels of rigidity increased by 25 %. The changes in young people's personal characteristics will enable them to alter their actions more effectively and to adapt to the changing external environment.