ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Цифровая трансформация экономики и общества включает в себя цифровизацию юридической деятельности и законодательства, что свидетельствует о важности и актуальности рассматриваемой темы. Проблема цифровой трансформации заключается в том, что ее часто рассматривают как использование метафорично называемых «цифровых технологий». Поэтому важно понимать, что цифровизация - это очередной, четвертый, этап автоматизации жизнедеятельности людей, который должен ознаменоваться переходом от Интернета всеобщего недоверия к интернет-системам, обеспечивающим допустимую безопасность дистанционного взаимодействия пользователей (цифровой среды доверия) на базе цифровых систем, в частности распределенного реестра. Цель: цифровая трансформация не может произойти без соответствующего правового (законодательного) обеспечения, а также без цифровизации законодательства и юридической деятельности (перехода на безбумажное делопроизводство, документооборот и архивирование), поэтому юристы должны создать не только цифровую доктрину права, но и информационную онтологию предметной области их деятельности. Методы: системный подход и стандартные методы правового анализа. Результаты: аргументировано, что цифровизация представляет собой очередной, четвертый, этап автоматизации жизнедеятельности людей. Отстаивается точка зрения, что нет смыла вводить понятие «цифровое право». Показан опыт цифровизации в США и КНР, пути развития цифровизации юридической деятельности. Отмечается необходимость междисциплинарного создания информационной онтологии предметных областей юриспруденции и законодательства для дальнейшего использования при разработке смарт-систем.

Digital transformation of the economy and society includes the digitalization of legal activities and legislation, which indicates the importance and relevance of the topic under consideration. The problem of digital transformation lies in the fact that it is often seen as the use of metaphorically called «digital technologies». Therefore, it is important to understand that digitalization is the next fourth stage of automating people's lives and activities, which should be marked by a transition from the Internet of general distrust to Internet systems that provide acceptable security for remote user interaction (digital environment of trust), based on digital systems, in particular a distributed registry. Purpose: digital transformation cannot occur without appropriate legal (legislative) support, as well as without digitalization of legislation and legal activities (transition to paperless record keeping, document management and archiving), so lawyers must create not only a digital doctrine of law, but also information ontology of the subject area of their activities. Methods: system approach and standard methods of legal analysis are used. Results: it is argued that digitalization is the next fourth stage of automating people's lives and activities. The author defends the point of view that there is no need to introduce the concept of «digital law». The author reviews the experience of digitalization in the United States and China as well as the ways to develop the digitalization of legal activities. It is necessary to create an interdisciplinary information ontology of the subject areas of jurisprudence and legislation for further use in the development of smart systems.

Publisher
Учреждение Научно-исследовательский институт проблем правового государства
Number of issue
4-1
Language
Russian
Pages
43-53
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
digital transformation; jurisprudence; legislation; smart systems; thesaurus; ontology; цифровая трансформация; юриспруденция; законодательство; смарт-системы; тезаурус; онтология
Share

Other records