Сегодня мировая педагогическая общественность столкнулась с целым рядом серьезных вызовов, спровоцированных пандемией COVID-19: возникла необходимость реорганизации образовательного процесса, коррекции, адаптации, создания и освоения новых технологий, форм и средств обучения. В профессионально ориентированном преподавании русского языка иностранным специалистам существуют и специфические проблемы, вызванные существенным сужением русской языковой среды, ее виртуализацией и т.д. В этой связи авторы данной работы выявляют и характеризуют проблемные зоны, возникшие в системе профессионально-коммуникативной подготовки иностранных специалистов, предлагают способы и средства преодоления затруднений, вызванных пандемической ситуацией. В статье обосновывается роль дистанционного методического сопровождения (ДМС) как технологии, позволяющей успешно решать указанные проблемы, предлагается модель основного средства его реализации - адаптивной информационно-образовательной среды. Авторы обосновывают структуру такой среды, характеризуют ее основные компоненты: назначение, ресурсное и технологическое обеспечение, анализируют методическую целесообразность внедрения технологии ДМС профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных специалистов и адаптивной информационно-образовательной среды на примере Российского университета дружбы народов.
Nowadays the world pedagogical community has faced with a number of serious challenges provoked by the COVID-19 pandemic: it is necessary to reorganize the educational process, correct, adapt, create and master new technologies, forms and means of teaching. Russian language teaching to foreign specialists is professionally oriented, and there are special problems caused by a significant narrowing of the Russian language environment, its virtualization, and so on. In this regard, the authors identify and characterize problem areas encountered in vocational communication training of foreign specialists, offer the ways and means of overcoming difficulties caused by the pandemic situation. The article substantiates the role of remote methodological support as a technology that can successfully solve these problems, and suggests a model of the main means of its implementation - an adaptive information and educational environment. The authors substantiate the structure of such environment, characterize its main components: purpose, resource and technological support, analyze the methodological feasibility of implementing this technology for professionally oriented teaching of the Russian language to foreign specialists and adaptive information and educational environment on the example of the RUDN University.