Актуальность. Одним из основных показателей здоровья детей и подростков является уровень и гармоничность их роста и развития. Чем более значимы нарушения в физическом развитии ребенка, тем выше вероятность наличия отклонений в состоянии здоровья. В настоящее время появляется все больше публикаций об особенностях физического развития обучающихся в зависимости от региональных, климатогеографических и экологических условий проживания, различного социально-экономического положения. Цель исследования. Выявить особенности физического развития современных детей и подростков. Материал и методы. С целью выявления особенностей физического развития определяли длину и массу тела у 510 обучающихся 1-11 классов: 236 школьников мужского пола и 274 - женского. Измерение проводили по общепринятой методике. На основе полученных данных рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Для статистической обработки данных использовали t-критерия Стьюдента. Результаты. Социально-экономические преобразования в России привели к расслоению населения с разным уровнем жизни, что отразилось на здоровье и физическом развитии подрастающего поколения. Значительная часть школьников (более 30%), независимо от условий проживания, имеет дисгармоничное физическое развитие. Анализ статистических данных физического развития обучающихся 1-9 классов московских школ показал, что в начале 2000-х годов нормальное физическое развитие имели 66,3%, дефицит массы тела - 22,5%, избыток массы - 11,2% обследованных детей и подростков. В процессе получения общего образования у современных детей и подростков отмечается рост распространенности избытка массы тела: в начальной школе она составила 10%, в средней - 12,8%. К моменту завершения обучения каждый пятый обучающийся имеет дефицит массы тела. У мальчиков по сравнению с девочками в 2 раза чаще встречался избыток массы тела, в том числе ожирение. При сравнении полученных результатов с данными исследований, проведенных в 80-х и 90-х годах прошлого века, отмечается отчетливая тенденция увеличения числа обучающихся с избыточной массой тела. За прошедшие десятилетия их число увеличилось почти вдвое. Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой частоте встречаемости отклонений в физическом развитии обучающихся с существенным преобладанием детей с избыточной массой тела. Превышение массы тела по сравнению с нормой говорит о недостаточной двигательной активности.