НАСТАВНИЧЕСТВО НАД ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО - К СЕТЕВОМУ

Наставничество (менторство) является одной из самых древних форм образования. Становление и развитие массового образования не привело к забвению наставничества. Данная форма сохранила свою актуальность и сегодня, в том числе в работе с особыми категориями обучающихся. Среди них выделяются дети, обладающие повышенными образовательными потребностями, уникальным складом ума, часто выделяющиеся среди сверстников особыми достижениями в той или иной области. Для данной категории детей индивидуальное наставничество является главным условием развития их талантов и самореализации. Цель исследования - выделение моделей наставничества, которые наиболее эффективны в работе именно с этой категорией детей. Проведен анализ действующих международных и национальных программ наставничества над одаренными детьми (изучению подвергались отчеты о реализации этих программ, научные публикации об их концептуальных основах, нормативные документы). В результате выявлены три основные тенденции: интеграция программ с целью обеспечения их преемственности; развитие и все большее распространение электронного наставничества; дополнение индивидуального наставничества открытым. С опорой на эти данные сделан вывод о том, что перспективной моделью наставничества над одаренными детьми является сетевая модель, обеспечивающая им возможность расширения значимых связей. Сетевая модель не исключает возможности общения наставника и наставляемого «лицом к лицу», дополняя его ресурсами электронной коммуникации.

Mentoring is one of the oldest forms of education. The formation and development of school education did not lead to the oblivion of mentoring. This form has remained relevant today as a form of working with special categories of students. Among them there are children who have increased educational needs, have a unique mindset, and often stand out among their peers with special achievements in a particular field. For this category of children individual mentoring is the main condition for the development of their talents and self-realization. This article presents the main results of an analytical study conducted to identify mentoring models that are most effective in working with this category of children. The study analyzed existing international and national mentoring programs for gifted children. The study included reports on the implementation of these programs, scientific publications on their conceptual foundations, and regulatory documents. As a result, three main trends in changing models were identified: the integration of programs to ensure thier continuity; the development and increasing spread of e-mentoring; and the addition of the open mentoring to the individual one. Based on these data, it is concluded that a promising model for mentoring gifted children is a network model that provides them with the opportunity to constantly expand educational and significant connections. The network model does not exclude the possibility of communication between the mentor and the mentored “face to face”, supplementing it with electronic communication capabilities.

Authors
Шабанова М.В.1 , Ермаков Д.С. 2
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
121-129
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
giftedness; talent development; mentoring; non-formal education; individual interaction; networking; network model; communication technologies; одаренность; развитие талантов; наставничество; менторство; неформальное образование; индивидуальное взаимодействие; сетевое взаимодействие; сетевая модель; коммуникационные технологии
Date of creation
06.07.2022
Date of change
06.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/87726/
Share

Other records

Имомбердиева Н.М., Эрназарова Д.
Психология образования в поликультурном пространстве. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина". 2020. P. 8-15
Карабулатова И.С., Савчук И.П.
Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сочинский государственный университет". 2020. P. 27-29