Объектом статьи выступают два произведения - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и поэма «Шаман и Венера» В. Хлебникова. Предметом статьи является апофатическая традиция в указанных произведениях. Для выявления апофатической реальности в текстах обращаемся к анализу пространственно-временных моделей, к оппозициям: утро / вечер, мужское / женское, север / восток. В связи с этим на типологическом уровне также обращаемся к восточной суфийской традиции, с которой с большой вероятностью поэт-футурист был знаком. В суфизме явление «светового человека» связано с Черным светом, образом полночного солнца, что типологически близко образу Черного солнца из русской литературы, - все эти образы указывают на апофатическую традицию.
The object of the article is presented by two works - The Tale of the Golden Cockerel by A. S. Pushkin and the poem Shaman and Venus by V. Khlebnikov. The subject of the article is an apophatic tradition in these works. To identify apophatic reality in the texts, the authors use the analysis of spatiotemporal models, oppositions: morning-evening, male-female, north-east. In this regard, at a typological level, the eastern Sufi tradition, which was most likely familiar to the futurist poet, was also considered. In Sufism, the phenomenon of “illuminated man” is associated with the Black Light, the image of the midnight sun, which is typologically close to the image of the Black Sun from Russian literature - all these images indicate an apophatic tradition.