В статье обозначены основные направления методических дискуссий о возможностях и ограничениях опросного метода (прежде всего, опросов общественного мнения), обусловленных, в том числе, общим состоянием профессионального социологического сообщества - «методологической травмированностью». Перечисленные акценты методических дискуссий (результат некоторого метатеоретического взгляда на отдельную область социологической деятельности - массовые опросы) позволили обнаружить важные пробелы в методической критике опросных методов, очевидные как для внешних наблюдателей и «потребителей» опросных данных, так и для социологов. В статье представлены два примера-иллюстрации, обосновывающие необходимость постановки новой (или возвращения прежней) исследовательской задачи для современной опросной индустрии - работы с вордингом.
The article identifies the main directions of methodological discussions about the possibilities and limitations of the survey method (primarily opinion polls), which are determined by the general state of the professional sociological community - ‘being methodologically traumatized'. The identified accents of discussions (the result of some metatheoretical perspective applied to the particular area of sociology - mass surveys) allowed to find important gaps in the methodological criticism of survey methods, which are obvious for external observers and ‘consumers' of survey data and sociologists. The article presents two examples-illustrations that prove the need for a new (or rather for return to the old) research task for the contemporary survey industry - the study of questionnaire wording.