ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ: ОПЫТ СТРАН ЕС

В статье изложены точки зрения представителей разных экономических школ по поводу степени государственного вмешательства в экономику, а также целесообразности государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Охарактеризована роль малых и средних предприятий (МСП) в странах ЕС в части создания добавленной стоимости и обеспечения занятости и обоснована необходимость их государственной поддержки. Отмечено, что во всех странах МСП, деятельность большинства из которых была временно приостановлена, были признаны наиболее пострадавшими в результате распространения коронавирусной пандемии (COVID-19). Раскрыты меры, используемые для поддержания занятости и предотвращения банкротств МСП в странах ЕС, экономики которых наиболее пострадали от пандемии, а также в Германии, чей пакет экономических мер являлся примером для других стран ЕС. Описана роль наднациональных органов ЕС, в т. ч. Европейского центрального банка (ЕЦБ), которые оперативно внедрили беспрецедентный пакет чрезвычайных мер, направленных на защиту здоровья, поддержание занятости и преодоление спада экономики. При этом в целях скорейшего преодоления социально-экономических последствий пандемии Европейская комиссия (ЕК) разрешила правительствам стран ЕС использовать все возможные меры прямого и косвенного воздействия, часть из которых не требовалось с ней согласовывать. Сделан вывод о том, что странами ЕС в период пандемии преимущественно были задействованы финансовые инструменты, прежде всего, в виде грантов и субсидий, гарантий по кредитам, отсрочки по налоговым платежам и сборам, снижения ставки НДС для отдельных видов товаров и услуг, компенсации части расходов на выплату заработной платы работникам.

The article presents the points of view of representatives of different economic schools regarding the degree of government intervention in the economy, as well as the feasibility of government support for small and medium-sized businesses. The role of small and medium-sized enterprises (SMEs) in the EU countries in terms of creating added value and providing employment is characterized and the need for their state support is substantiated. It was noted that in all countries, SMEs, most of which were temporarily suspended, were recognized as the most affected by the spread of the coronavirus pandemic (COVID-19). It reveals the measures used to maintain employment and prevent bankruptcy of SMEs in the EU countries, whose economies were most affected by the pandemic, as well as in Germany, whose economic package was an example for other EU countries. The role of EU supranational bodies is described, incl. The European Central Bank (ECB), which swiftly implemented an unprecedented package of emergency measures to protect health, maintain employment and overcome the economic downturn. At the same time, in order to quickly overcome the socio-economic consequences of the pandemic, the European Commission allowed the governments of the EU countries to use all possible measures of direct and indirect impact, some of which did not need to be coordinated with it. It was concluded that the EU countries during the pandemic mainly used financial instruments, primarily in the form of grants and subsidies, loan guarantees, deferral of tax payments and fees, reduction of the VAT rate for certain types of goods and services, compensation of part of the costs of payment of wages to employees.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Финэкономсервис 2000
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
5-12
Status
Published
Volume
17
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
Small and Medium Enterprises (SME); government support; grants; guarantees; European Central Bank (ECB); fiscal measures; financial instruments; малые и средние предприятия (МСП); государственная поддержка; гранты; гарантии; covid-19; Европейский Центральный Банк (ЕЦБ); фискальные меры; финансовые инструменты
Share

Other records

Chiadighikaobi P.C.
Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 16. 2020. P. 424-434