Цель данного исследования - проследить ход философских размышлений Лейбница, Канта и Шопенгауэра в решении вопроса о взаимосвязи закона достаточного основания и свободы. Вопрос свободы ведет в самую гущу философских проблем, так как является одним из фундаментальных понятий философии, открывающих тайны вопроса субстанциональности, морали, права и автономности субъекта. Рассмотрение свободы в ее неотъемлемой связи с определением и доказательствами закона достаточного основания является важным для понимания общей закономерности развития философского знания не только в эпоху Нового времени, но и на границах ее завершения при переходе к немецкой классической философии, у истоков которой стоит Кант, и неклассической философской мысли во главе с Шопенгауэром. Исследование закона достаточного основания в системах Лейбница, Канта и Шопенгауэра позволило нам установить основные способы доказательства закона достаточного основания и определить направления в решении вопроса о его взаимосвязи с проблемой обоснования свободы субъекта.
The aim of this study is to trace the course of philosophical meditations of Leibniz, Kant and Schopenhauer on the relationship between the law of sufficient reason and freedom. The question of freedom leads to the thick of philosophical issues, as it is one of the fundamental concepts of philosophy, revealing the secrets of the question of substantiality, morality, law and autonomy of the subject. Examining liberty in its intrinsic relation to the definition and proof of the law of sufficient reason is important for understanding the general pattern of development of philosophical knowledge, not only in the Modern era, but also at the boundaries of its completion in the transition to German classical philosophy, with Kant at its origin, and non-classical philosophical thought led by Schopenhauer. A study of the law of sufficient reason in the systems of Leibniz, Kant and Schopenhauer allowed us to establish the main ways of proving the law of sufficient reason and to identify directions for addressing the question of its relationship to the problem of justification of subject liberty.