"Зелёные" школы для устойчивого развития

Всё более распространяющиеся по всему миру «зелёные» школы, сочетающие природосообразный дизайн, ресурсосберегающую инфраструктуру и практическое обучение экологичному образу жизни, постепенно формируют инновационную модель экологического образования в интересах устойчивого развития. В статье проанализирован опыт создания и функционирования «зелёных» школ в Германии, Индонезии, Новой Зеландии, Сингапуре, Финляндии, Франции, Южно-Африканской Республике, Южной Корее и пр., здания которых построены из натуральных либо экологичных материалов с применением энергосберегающих технологий, в учебных помещениях используются естественное освещение, свежий воздух и т. п. Показано, что в последнее время в повестку деятельности «зелёных» школ включаются вопросы изменения климата, возобновляемых источников энергии, углеродной нейтральности. Для этого образовательные учреждения в Германии, Италии, США, Новой Зеландии и других странах оборудуются солнечными батареями, ветрогенераторами, тепловыми насосами, производством биодизеля, в них организуется раздельный сбор и утилизация отходов с целью достижения углеродной и энергетической нейтральности. В Российской Федерации тоже есть ряд масштабных инициатив под названием «зелёная школа», имеющих, однако, в большей степени учебно-методический и просветительский, нежели инфраструктурный характер. Представлены результаты первого отечественного рейтинга «зелёных» школ, а также перспективы развития данной инициативы. В целом связь с природной средой, включение её в школьную архитектуру и опосредованно в учебный процесс, использование экологичных ресурсосберегающих технологий - одно из актуальных направлений в дизайне современных школ и содержании их работы по экологическому образованию в интересах устойчивого развития.

“Green” schools, which are increasingly spreading all over the world, combining natural design, resource-saving infrastructure and practical training in an ecological lifestyle, are gradually forming an innovative model of environmental education for the interests of sustainable development. The authors analyze the experience of organization and functioning of “green” schools in Germany, Indonesia, New Zealand, Singapore, Finland, France, South Africa, South Korea, etc., whose buildings are built of natural or eco-friendly materials using energy-saving technologies, natural lighting, fresh air, etc. are used in classrooms. It is shown that recently the issues of climate change, renewable energy sources, and carbon neutrality have been included in the agenda of the activities of “green” schools. For this purpose, educational institutions in Germany, Italy, the USA, New Zealand and other countries are equipped with solar panels, wind generators, heat pumps, biodiesel production; separate waste collection and disposal is organized in them in order to achieve carbon and energy neutrality. Also, Russian Federation has a number of large-scale initiatives called “green school”, which, however, are more educational and enlightening than infrastructural in nature. The results of the first national rating of “green” schools are presented, as well as the prospects for the development of this initiative. In general, the connection with the natural environment, its inclusion in school architecture and indirectly in the educational process, the use of eco-friendly resourcesaving technologies is one of the relevant trends in the design of modern schools and the content of their work on environmental education in the interests of sustainable development.

Authors
Ермаков Д.С. 1 , Ермаков А.С. 2 , Моргун Д.В.3
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет"
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
6-14
Status
Published
Volume
17
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • 3 Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма
Keywords
"green" school; environmental education; sustainable development; resource-saving technologies; carbon neutrality; "зелёная" школа; экологическое образование; устойчивое развитие; ресурсосберегающие технологии; углеродная нейтральность
Date of creation
06.07.2022
Date of change
06.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/86364/
Share

Other records

Пружинин Б.И., Лекторский В.А., Бородай С.Ю., Касавина Н.А., Конев В.А., Михайлов И.Ф., Павлов-Пинус К.А., Парибок А.В., Псху Р.В., Рыскельдиева Л.Т., Смирнов А.В., Солондаев В.К.
Voprosy Filosofii. Izdatel'stvo Nauka. 2022. P. 5-44