Из-за пандемии коронавируса общение по электронной почте стало более востребованным в институциональных контекстах, в том числе в общении между студентами и преподавателями. В мультикультурном контексте, который характерен для современной образовательной среды, успех общения зависит от знания норм и стратегий вежливости, используемых носителями языка. Цель данного исследования - уточнить, какие стратегии вежливости используют хорватские студенты при общении с преподавателями в электронной коммуникации, чтобы определить уровень формальности их отношений. В центре внимания - речевой акт просьба, который относится к так называем угрожающим лицу речевым актам («face-threatening acts»). Корпус состоит из данных, собранных с помощью проведённого он-лайн опроса, в котором приняло участие 35 хорватских студентов. Полученный материал был проанализирован с применением количественного и качественного прагматического анализа и теории вежливости. Исследование показало, что большинство студентов хорватских университетов в данном контексте в основном используют стратегии негативной вежливости, что свидетельствует о достаточно формальном стилю общения и дистанции между ними и преподавателями. Исследования такого рода в Хорватии на данный момент практически отсутствуют, хотя в ситуации расширения академической мобильности они имеют большое практическое значение и их результаты могут способствовать повышению коммуникативной компетенции студентов.
Due to the COVID-19 pandemic, email communication has become increasingly popular in institutional contexts, especially between university students and teachers. In multicultural contexts, typical of academic settings, the success of such communication depends on the understanding of norms and politeness strategies used by the users of the language. The aim of this research is to examine which politeness strategies Croatian students use while communicating with their teachers via email, so as to establish the level of formality between them. The focus in the research is on the Request, a face-threatening speech act which was the topic of emails in the study. The corpus consisted of data collected via a questionnaire, completed by 35 Croatian university students. The data was analysed quantitatively and qualitatively with the use of the pragmatic approach, as well as politeness theory. The research has shown that most Croatian university students primarily use negative politeness strategies in the analysed context, which proves that the relationship between them and their teachers is relatively formal and that there is a distance between them. Research on this topic in Croatia is basically non-existent; however, considering the popularization of student mobility they possess a practical importance, as their results may help improve students' communication competences.