В статье рассматривается геополитическая ситуация, сложившаяся на Южном Кавказе после окончания военных действий между Арменией и Азербайджаном, связанных с принадлежностью Нагорного Карабаха, в 2020 г. Отмечается, что сложные внутриполитические процессы в странах региона сопровождаются усилением борьбы за влияние здесь внерегиональных акторов, что осложняет проблему обеспечения региональной безопасности. Признание РФ суверенитета Южной Осетии и Абхазии после войны 2008 г. серьезно повлияло на политическую ситуацию в регионе. Длительный конфликт вокруг Нагорного Карабаха также обостряет проблему безопасности, поскольку затрагивает интересы не только Армении и Азербайджана, но и РФ, Турции, Ирана, США. В статье исследуются публикации ряда зарубежных «мозговых центров», реализующих специальные исследовательские программы по России и Евразии, в которых значительное место отводится анализу причин карабахского конфликта, рассматриваются интересы стран Южного Кавказа, выделены различия в позиции Турции и РФ по обеспечению региональной безопасности. В статье также получила освещение инициатива по переговорному формату «3+3» и ее значение для урегулирования сложившейся ситуации. Эта идея была поддержана Турцией, Азербайджаном, Ираном, Арменией, Россией, но вызвала неприятие со стороны США. Авторы приходят к заключению, что роль РФ в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха фактически игнорируется зарубежными исследователями, однако со снижением напряженности в этом конфликте отмечается рост количества зарубежных исследований, где прогнозируется неминуемое обострение ситуации вокруг Грузии.
The article focuses on the geopolitical situation in the South Caucasus after the end of hostilities between Armenia and Azerbaijan related to Nagorno-Karabakh in 2020. The authors note that complex internal political processes in the region are accompanied by the increased struggle for influence of non-regional actors, which exacerbates the problem of ensuring regional security. The recognition by the Russian Federation of the sovereignty of South Ossetia and Abkhazia after the 2008 war seriously affected the political situation in the region. The long-term conflict over NagornoKarabakh also complicates the security problem, since it affects the interests of not only Armenia and Azerbaijan, but also the Russian Federation, Turkey, Iran, and the United States. The article examines the publications of a number of foreign "think tanks" implementing special research programs on Russia and Eurasia, in which a significant place is given to the analysis of the Karabakh conflict causes, the interests of the South Caucasus countries, differences in the position of Turkey and the Russian Federation on ensuring regional security. The article also covered the initiative on the 3 + 3 negotiation format and its significance for resolving the current situation. This idea was supported by Turkey, Azerbaijan, Iran, Armenia, Russia, but was rejected by the United States. The authors come to the conclusion that the role of the Russian Federation in resolving the conflict over NagornoKarabakh is actually ignored by foreign researchers. However, with a decrease in tension in this conflict, there is an increase in the number of foreign studies, where an imminent aggravation of the situation around Georgia is predicted.