Инициатива "Один пояс - один путь" как новый импульс развития региона Центральной Азии

В предлагаемой статье изучается китайский экономико-логистический мегапроект «Один пояс - один путь». Это долгосрочный проект, нацеленный на содействие экономической интеграции огромного евразийского региона. Предложенная КНР концепция хорошо вписывается во внеблоковый характер внешнеполитических отношений Китая, не ставя целью создание какого-либо альянса против одной или группы стран. Напротив, с точки зрения экономического взаимодействия проект обеспечивает прозрачность и открытость. Китай демонстрирует готовность совмещать эту инициативу со стратегией развития других сторон и координировать ее с имеющимися региональными механизмами сотрудничества. Структурная составляющая китайского проекта - применение такого формата сотрудничества, при котором выиграют все участники. При экономическом анализе концепции становится очевидно, что, страны, расположенные в регионе «пояса и пути», обладают уникальными ресурсами, их экономические базы дополняют друг друга, и у подобного сотрудничества есть огромный потенциал и пространство для развития. Необходимо также учитывать, какие из стран получат наибольшую пользу от подобного взаимодействия. Если говорить о России, то ей участие в проекте принесет развитие инфраструктуры, дальнейшую диверсификацию направлений поставок энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Страны Центральной Азии обладают большим транзитным потенциалом. Казахстан за счет своего географического расположения в центре Евразии может стать оптимальным наземным транспортным звеном в цепочке Европа - Россия - Китай. Узбекистан получает возможность стать крупным логистическим центром для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и получать доходы от транзита грузоперевозок. Пекин же сможет усилить свои позиции в Центральной Азии и замкнуть на себе грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу. Его дополнительное преимущество -значительные финансовые ресурсы. В рамках исследования автор постарался выявить ключевые экономические алгоритмы и политические закономерности, характерные для глобального проекта «Один пояс - один путь», спустя семь лет с момента его прокламации. В работе использовались методы экономического анализа, политического анализа, исторического анализа и статистический метод.

The proposed article studies the Chinese economic and logistics megaproject "One Belt - One Road". This is a long-term project aimed at promoting the economic integration of the vast Eurasian region. The concept proposed by the PRC fits well into the non-aligned nature of China's foreign policy relations, without aiming to create any alliance against one or a group of countries. On the contrary, from the point of view of economic interaction, the project provides transparency and openness. China demonstrates its readiness to combine this initiative with the development strategy of other parties and coordinate it with existing regional cooperation mechanisms. The structural component of the Chinese project is the application of such a format of cooperation in which all participants will benefit. When analyzing the concept economically, it becomes obvious that the countries located in the Belt and Road region have unique resources, their economic bases complement each other, and such cooperation has a huge potential and space for development. It is also necessary to consider which of the countries will benefit the most from such interaction. If we talk about Russia, its participation in the project will bring infrastructure development, further diversification of energy supply routes and strengthening investment cooperation with China. The Central Asian countries have great transit potential. Due to its geographical location in the center of Eurasia, Kazakhstan can become the optimal land transport link in the Europe-Russia-China chain. Uzbekistan gets the opportunity to become a major logistics center for cargo flows from Turkmenistan, Afghanistan, Iran and receive income from the transit of cargo transportation. Beijing will be able to strengthen its position in Central Asia and close the cargo flow from Southeast Asia to Europe. Its additional advantage is significant financial resources. In the research the author tried to identify the key economic algorithms and political patterns characteristic of the global project "One Belt- One Road", seven years after its proclamation. The methods of economic analysis, political analysis, historical analysis and statistical method were used in the work.

Publisher
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
73-89
Status
Published
Volume
5
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
china; central Asia; europe; economy; logistics; cooperation; integration; кнр; центральная Азия; европа; экономика; логистика; сотрудничество; интеграция
Share

Other records