В статье рассмотрены вопросы эффективности деятельности предприятий гостиничной индустрии. Актуальность обусловлена снижением эффективности деятельности гостиничных предприятий на отечественном рынке и определением путей ее повышения. Целью статьи является определение ключевых показателей, влияющих на эффективность деятельности предприятий гостиничного бизнеса в целом. Методология. Теоретической основой исследования послужили статьи отечественных исследователей в сфере индустрии гостеприимства, аналитические отчеты Федеральной службы государственной статистики РФ, аудиторско-консалтинговых компаний. Использованные методы и методологические подходы: анализ, синтез, сравнение, аспектный и деятельностный подходы. Результаты. Выявлены ключевые показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиничного предприятия. Проанализировано влияние операционных показателей на обобщенный показатель эффективности функционирования гостиничного предприятия. Предложены рекомендации, направленные на обеспечение постоянной загрузки номерного фонда, в том числе в период сезонных колебаний спроса, как ключевого показателя, влияющего на эффективность деятельности гостиничного предприятия. Выводы. Обобщенный показатель эффективности деятельности гостиничного предприятиях, выраженный в рентабельности его активов, не дает полного представления о результатах операционной деятельности предприятия. Анализ изменения текущих (операционных) показателей, характеризующих деятельность гостиничного предприятия, способствует оперативному реагированию на изменение рыночных условий и принятию оптимальных решений для повышения эффективности деятельности предприятия в целом.
The article deals with the efficiency of the hotel industry enterprises. The relevance is due to the decline in the efficiency of hotel enterprises in the domestic Russian market and the determination of ways to improve it. The article aims to ascertain the key indicators that affect the effectiveness of the hotel industry as a whole. Methodology. The theoretical basis of the article was the articles of Russian researchers in the field of the hospitality industry, analytical reports of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, audit and consulting companies. Used methods and methodological approaches: analysis, synthesis, comparison, aspect, and activity approaches. Results. The key indicators that describe the effectiveness of the hotel enterprise were identified. The influence of operational indicators on the generalized indicator of the efficiency of functioning of a hotel enterprise has been analyzed. The recommendations have been offered to ensure a constant room occupancy rate, including the period of seasonal fluctuations in demand as a key indicator that affects the efficiency of a hotel enterprise. Conclusions. The generalized indicator of the effectiveness of the hotel enterprise activity expressed in the profitability of its assets does not provide a complete picture of the results of the enterprise’s operating activity. The analysis of changes of current (operational) indicators that describe the activities of a hotel enterprise contributes to the rapid response to changing market conditions and the adoption of optimal decisions to improve the efficiency of the enterprise as a whole.