Современные достижения в области науки и технологий внесли множество изменений в образ жизни современного человека. Рядовые бизнес-операции, которые выполняются вручную, заменяются онлайн-транзакциями, которые могут быть выполнены мгновенно с использованием Интернета. В настоящее время процесс коммуникации может осуществляться путем простого прикосновения к экрану. Однако использование большинства современных технологических достижений способствует увеличению числа юридических споров, в том числе, разрешаемых при помощи процедур арбитража. Одним из прорывных направлений в области технологических достижений является разработка и применение технологии искусственного интеллекта. Активное использование данной технологии в системе урегулирования споров способствует значительному снижению нагрузки на юристов-практиков, в том числе, в международном арбитраже. Использование цифровых технологий в процедурах арбитража, в том числе искусственного интеллекта, способствует не только сокращению времени на подготовку документов, но также может оказать широкое юридическое воздействие на процедуры урегулирования споров посредством арбитража. Однако, несмотря на широкое распространение цифровых технологий в системе урегулирования споров гражданско-правового характера, далеко не все юрисдикции оказались готовы к полномасштабной оцифровке существующих процедур арбитража, а также внесению соответствующих поправок в действующее законодательство. Опыт Индонезии показывает, что, несмотря на высокий уровень применения технологических достижений в целом по стране, основные арбитражные институты способны оказывать услуги в цифровом формате не в полном объеме. Основными задачами, решаемыми в рамках настоящего исследования, являются: определение технологий и подходов к процедурам онлайн-разрешения споров в арбитраже; определение механизмов и подходов по совершенствованию законодательной базы в сфере арбитражного разбирательства с целью эффективной работы систем искусственного интеллекта в Индонезии. На основе анализа полученных теоретических данных, в настоящей работе автором анализируются современные тенденции по внедрению цифровых технологий в арбитраже, а также освещаются некоторые, связанные с этим, проблемы.
Modern advances in science and technology have made many changes in the way of life of a modern person. Ordinary business transactions that are performed manually are being replaced by online transactions that can be completed instantly using the Internet. Currently, the communication process can be carried out by simply touching the screen. However, the use of most modern technological advances contributes to an increase in the number of legal disputes, including those resolved through arbitration procedures. One of the breakthrough areas in the field of technological advances is the development and application of artificial intelligence technology. The active use of this technology in the dispute resolution system contributes to a significant reduction in the burden on legal practitioners, including in international arbitration. The use of digital technologies in arbitration procedures, including artificial intelligence, not only helps to reduce the time for preparing documents, but can also have a wide legal impact on dispute resolution procedures through arbitration. However, despite the widespread use of digital technologies in the system of civil law dispute resolution, not all jurisdictions were ready for a full-scale digitization of existing arbitration procedures, as well as making appropriate amendments to the current legislation. The experience of Indonesia shows that despite the high level of application of technological advances in the country as a whole, the main arbitration institutions are not able to fully provide digital services. The main tasks to be solved within the framework of this study are: determination of technologies and approaches to online dispute resolution procedures in arbitration; determination of mechanisms and approaches to improve the legislative framework in the field of arbitration in order to effectively operate artificial intelligence systems in Indonesia. Based on the analysis of the obtained theoretical data, in this paper, the author analyzes current trends in the introduction of digital technologies in arbitration, and also highlights some of the problems associated with this.