О применении форсайта в образовании для устойчивого развития

Образование - важнейший механизм выполнения целей устойчивого развития (ЦУР). Одно из методологических затруднений в реализации образования для устойчивого развития (ОУР) связано с его опережающим, прогностическим характером. В связи с этим представляется целесообразным обращение при проектировании ОУР к технологиям футурологии (науки о будущем), одной из которых является форсайт. В статье рассмотрены основные особенности форсайта. Представлены результаты форсайт-сессии по проектированию ОУР как инновационной педагогической системы и разработке «дорожной карты» по его внедрению в Российской Федерации на период до 2030 г Участие в работе приняли 14 экспертов (доктора наук - 21 %, кандидаты наук - 50 %; средний педагогический стаж - 17,4 года, в том числе в области ОУР - 12,6 лет). В ходе STEEPV-анализа выявлены основные социальные, технологические, экономические, экологические, политические и ценностные факторы, которые будут оказывать влияние на систему образования в целом, так и на ОУР, в частности. SWOT-анализ позволил определить характерные особенности ОУР: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В режиме мозгового штурма определены основные элементы «дорожной карты» ОУР на ближайшие 10 лет (тренды, технологии, форматы / социальные практики и «джокеры» / точки бифуркации). В целом полученные результаты согласуются с ключевыми направлениями развития российского образования для достижения ЦУР, а также направлены на решение основных проблем в области ОУР Данное исследование будет продолжено.

Education is the most important mechanism for achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). One of the methodological difficulties in the implementation of education for sustainable development (ESD) is associated with its proactive, predictive nature. In this regard, when designing ESD, it seems appropriate to use technologies of futurology, particularly, the technology of foresight. The article considers the main features of foresight and examples of its application in Russian education. The results of the foresight session on the design of ESD as an innovative pedagogical system and the development of a “roadmap” for the implementation of ESD in the Russian Federation for the period until 2030 are presented. 14 experts took part in this work (21 % are with D. Sc. degree, 50 % are with Ph. D. degree; average teaching experience is 17,4 years, including 12,6 years in the field of ESD). During the STEEPV analysis, we identified the main social, technological, economic, environmental, political, and value-based factors that will affect both the education system in general and ESD in particular. The SWOT analysis allowed us to determine the characteristic features of ESD, regarding its strengths and weaknesses, opportunities, and threats. In the brainstorming mode, the main elements of the ESD roadmap for the next 10 years (trends, technologies, formats / social practices, and “jokers” / bifurcation points) were identified. In general, obtained results are consistent with the key directions of the development of Russian education to achieve the SDGs, and are also aimed at solving the main problems in the field of ESD. This research will be continued.

Authors
Ермаков Д.С. 1 , Ермаков А.С.2 , Колесова Е.В.3
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет"
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
55-64
Status
Published
Volume
16
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • 3 Московское городское управление природными территориями
Keywords
sustainable development; education for sustainable development; futurology; foresight; design; устойчивое развитие; образование для устойчивого развития; футурология; форсайт; проектирование
Share

Other records

Романенко А.В.
The world of academia: Culture, Education. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет. 2021. P. 17-22